
На фоне углубляющегося кризиса в Евросоюзе и нарастающих противоречий между США и ЕС всё активнее обсуждаются перспективы формирования нового мирового порядка через гипотетический консенсус в «большом треугольнике» — Россия – Китай – США. Политолог и историк Вадим Мингалёв в беседе с argumenti.ru заявил, что, несмотря на кажущуюся привлекательность схемы взаимных уступок (признание прав США на Венесуэлу и Кубу, России — на Украину и постсоветское пространство, Китая — на Тайвань), её реализация крайне маловероятна из‑за фундаментальных расхождений в стратегических интересах всех трёх держав.
Сейчас в связи с очевидным кризисом в Евросоюзе и серьезными проблемами в отношениях между США и ЕС, усилились разговоры о том, что ныне всё решается в большом треугольнике – Россия – Китай – США. Соответственно, идут разговоры и о возможном достижении консенсуса трёх держав, например, на такой основе: Россия и Китай признают права США на Венесуэлу и Кубу, США и Китай – права России на Украину и вообще на доминирование на постсоветском пространстве, США и Россия – права Китая на воссоединение с ним Тайваня.
«Возражения против возможности такого консенсуса следующие: Россия считает Украину своей исконной территорией, причём всю. И в самом деле, помимо Малороссии и Новороссии, есть ещё и Карпатская, и Червонная Русь. Тайвань же Россия и всегда считала частью Китая, Кубу в России ещё со времён СССР рассматривают как друга и партнёра, США же Тайвань отдавать не хотят (хотя бы потому, что на его долю приходится 40% мирового производства полупроводниковых микросхем; над тем, как воссоединение Тайваня усилит Китай, задуматься стоит не только США…), наконец, Китай решительно настроен на воссоединение Тайваня, Украина ему безразлична, что же до Венесуэлы, то когда венесуэльские объёмы вернутся на американский рынок (что, учитывая нынешнее состояние нефтяной отрасли страны, едва ли произойдёт раньше чем через десять лет), Китай усилит закупки у альтернативных поставщиков. В общем, есть мнение, что никакого консенсуса не будет. Однако не всё так просто», – рассуждает эксперт.
Вадим Мингалёв – историк, политолог, аналитик, геополитик, председатель правления Международного общественного движения «Открытая Конфедерация Евразийских Народов» МОД «ОКЕАН».
Начнём с России. По словам Вадима Мингалёва, сейчас очевидно, что СВО кончится теми ли иными территориальными уступками со стороны Украины, но итог не удовлетворит ни Россию, ни Украину, хотя вполне может удовлетворить Запад: чем больше Украина потеряет территорий, тем, во-первых, основательней рассорится с Россией, а во-вторых, больше будет нуждаться в Западе. «Так что, если Россия хочет большего, консенсус не помешал бы. Что касается Кубы, то советское поколение, воспитанное на том, что Куба – наш друг и в обиду её давать нельзя, постепенно уходит, а приходит поколение более прагматичное. С другой стороны, дружественная Куба под носом у США не помешала бы. Главное же – если Россия оставит Кубу, то есть основания опасаться, что от неё отвернутся все страны Латинской Америки. Так что консенсус «Куба за Украину», ну, и вообще за лояльность к доминированию России на постсоветском пространстве, может, и не помешал бы, но едва ли он возможен. Более вероятен консенсус России с Китаем по принципу «Тайвань за Среднюю Азию и Казахстан», куда Китай всё более активно проникает, хотя и тут не всё так просто. Вообще, Россия могла бы играть и на поле США, и на поле Китая, продвигая свои интересы», - говорит политолог.
Наконец, Китай. Си Цзиньпин, как подчёркивает Мингалёв, собирается постепенно и методично «додавливать» Тайвань, не доводя до прямой военной конфронтации (а США в настоящее время Тайвань отдавать не намерены, а возможности взять остров силой у КНР пока нет), постепенно, методично и столько времени, сколько потребуется. При этом китайцы подчёркивают, что Китай – это вызов экономическому могуществу США, но этот вызов не должен привести к геополитической конфронтации. Прямого конфликта из-за Тайваня не хотят ни США, ни Китай, ни Россия. И тут, как утверждает политолог, возможен консенсус Китая и США: например, вы не слишком интенсивно додавливаете Тайвань, а мы частично снимаем запрет на венесуэльскую нефть. Хотя при сохранении нынешних тенденций рано или поздно наступит момент, когда Китай сможет забрать Тайвань силой, и у США не будет реальной возможности этому помешать. В целом Китай к консенсусу пока не готов.
«Наконец, в США сейчас явно восторжествовал принцип «доктрина Монро для США, а для тщеславия Трампа весь мир». И при всём уважении к Трампу, он, принимая участие в переговорах, например, по Украине, явно морочит голову. Это не упоминая того, что США делают, например, на Ближнем Востоке, в Иране и не только, но это отдельная тема.
В общем, представляется, что какие-то временные консенсусы возможны, но не сейчас, не сегодня. Как к этим консенсусам отнесутся прочие глобальные игроки – например, Индия – другой вопрос. Добавлю ещё, что для России важно, чтобы формировался не какой-то второй центр силы, а чтобы таких центров было больше, чем два», - отметил Мингалёв.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: