Восточно-Сибирская транспортная прокуратура расследует инцидент с антилопами

АРГУМЕНТЫ 2 часов назад 38
Preview

Забайкальский край нечасто попадает в российские новостные хроники с позитивом. То катастрофическое наводнение, то растерзанная собаками школьница, то губернатор, вытерший (или всем показалось) содержимое носа о куртку подчиненной. И вот в начале февраля социальные сети облетело жуткое видео с поездом, под колесами которого погибло множество краснокнижных антилоп-дзеренов. Несмотря на резонансность происшествия, важные вопросы — снижал ли скорость поезд, будут ли наказаны виновные и как, пока остаются без ответа.

Хроника событий

Первоисточником сообщения о гибели дзеренов стал региональный портал Chita.ru, который 31 января опубликовал «присланное читателем» видео. В кадрах ролика — лобовое стекло кабины машиниста грузового поезда, через которое видно большое стадо антилоп, убегающее от локомотива вдоль путей и прямо по ним. Скорость поезда выше, чем у животных. Понятно, что минимум десяток дзеренов погибли под колесами состава.

Первая версия ролика не содержала звуковой дорожки. Позднее появились версии с оригинальным звуком. Правда, ситуацию это не прояснило, мужчины в кабине беспрерывно матерятся, единственное, что удается услышать это фразу «сколько штук…».

Лишь через несколько дней после того, как ролик разошелся по социальным сетям и новостным ресурсам, а именно 4 февраля Забайкальская железная дорога (ЗабЖД) АО РЖД официально заявила на своей странице о проведении служебного расследования. Компания планировала «дать оценку действиям локомотивной бригады», а также заявила об организации дополнительного инструктажа для сотрудников.

В это же время Восточно-Сибирская транспортная прокуратура организовала проверку по факту инцидента, по результатам которой могут быть приняты «меры реагирования». В минприроды Забайкалья 5 февраля уточнили, что обратились в ЗабЖД с предложением организовать установку на дороге «защитных ограждений и экодуков в местах массовой миграции диких животных». В министерстве отметили, что размер причиненного ущерба будет определен после получения «полной информации от ЗабЖД и транспортной прокуратуры».

Какой была реакция

7 февраля сотрудники Даурского заповедника опубликовали ранее неизвестные детали инцидента.

Выяснилось, что данный случай произошел в декабре на участке железной дороги между станциями Оловянная и Ясногорск. Стадо дзеренов мигрировало вдоль реки Онон и оказалось в узком прижиме между закустаренной поймой реки и крутыми склонами возвышенностей хребта Кукульбей, выходящего к речной долине. О произошедшем в заповеднике узнали также из ролика в интернете, поскольку трагедия случилась далеко от особо охраняемой природной территории.

Сотрудники заповедника сразу написали обращение в минприроды Забайкальского края и в Росприроднадзор с просьбой прояснить ситуацию и принять необходимые меры. Обращение было направлено в дорожно-транспортную прокуратуру. Была создана комиссия по осмотру железнодорожных путей на месте происшествия, с участием сотрудников РЖД, прокуратуры, заповедника.

«Мы проехали по самой железной дороге, — рассказал директор заповедника Даурский Алексей Черепицын, — и оценили, какие меры можно предпринять. В итоге пришли к выводу, что ограждения в месте столкновения ставить не просто нецелесообразно, но и очень опасно. Дело в том, что если вдоль путей поставить сплошные ограждения, то будут перекрыты естественные пути миграции дзеренов, это станет причиной их чрезмерного накопления, прорывов ограждения, сопровождающихся массовой гибелью. Раньше подобное почти ежегодно происходило на государственной границе. А если сделать локальные ограждения только на опасных участках, то миграционные потоки перенаправятся, и сложные ситуации возникнут уже в других местах. К тому же, если стадо дзеренов попадет внутрь ограждения — еще более узкую ловушку, то бежать от поезда им будет некуда, и тогда погибнет и травмируется гораздо больше животных».

В настоящее время ученые рекомендуют АО «РЖД» ограничивать скорость на опасных участках до 50 км в час ежегодно в период с 1 октября по 1 мая, когда на данной территории проходит массовая миграция дзеренов, приходящих на зимовку на территорию России из Монголии. Такая скорость ниже скорости дзерена и животное сможет среагировать и успеть убежать с путей, то есть у него будет возможность для маневра. Предварительно можно сказать, что возможных участков ограничения скорости немного — около десятка.

Строительство экодуков нецелесообразно, потому что ширина миграционных путей на данном участке составляет около 250 километров. Экодуки просто не будут работать, а строительство возле них направляющих ограждений может дать противоположный эффект и повлияет на естественные пути миграции.

Также было предложено расчистить кустарниковую растительность рядом с железнодорожным полотном, чтобы дзерены при необходимости могли легко убежать от поезда, не видя перед собой никаких преград.

Мнения разделились

Реакция пользователей социальных сетей и комментаторов на страницах СМИ на происшествие была осудительно-единодушной: «Интересно, оказали помощь выжившим животным? Не могу смотреть такое ужасное видео», «Как можно было вот так ехать по живому».

Отзывы некоторых людей были «на грани».

Часть комментаторов делилась оценками профессионализма сотрудников железной дороги.

«Машинист выдал себя. Видно, что едет не в режиме экстренного торможения, которое обязан применить при встрече с препятствием на пути», — делится подмеченным один из них (не факт, что подметил верно).

«Локомотивная бригада недалекого ума, зачем такое видео выкладывать в сеть и себе найти проблемы», — замечает другой пользователь.

«В советское время, когда был порядок везде, путейцы огораживали железнодорожное полотно от выхода скота на путь, но потом всю проволоку украли и сдали на металлолом, теперь получаем результат», — безапелляционно припечатывает третий.

Еще одна группа комментирующих задается вопросами справедливости:

«Если судить по видео, то машинисту надо было тормозить, снизить скорость и доложить диспетчеру. Сейчас трудно сказать сколько сотен тысяч рублей заплатит дорога. В прошлом году ДВЖД за медведя заплатила 120 тысяч, Свердловская за лося заплатила 80 тысяч рублей».

«А нельзя определений участок дороги подземным или надземным сделать? Что мешает? Можно установить датчики движения на данном участке дороги и ограничение скорости. РЖД то домашних животных выкидывают из вагонов с билетами, то краснокнижных животных сбивают беспощадно! Что дальше?»

«А почему ЖД не проверяет целостность этих самых ограждений? Почему нельзя было применить экстренное торможение? А если бы человек на рельсах лежал, по нему так же бы проехали? Ничего же не пытались предпринять!».

Все вышеупомянутое касается комментаторов за пределами Забайкалья. А теперь, ради интереса, сравним с отзывами местных жителей. Признаемся, мы, мягко сказать, были удивлены.

«Да закройте уж границу с Монголией. Достали эти дзерены... »

«Грустно, конечно. Но что в этом случае сделать. У поезда тормозной путь до километра, в зависимости от веса. Если они такие краснокнижные, пусть тогда заповедник огораживают 3-метровым забором».

«С этими дзеренами уже как с писаной торбой носятся. Их расплодилось выше крыши, популяция неконтролируемо размножается, возможно их уже из красной книги-то пора вычеркнуть. Все пастбища посожрали на юге края, местным животноводам негде скот пасти — всё тупо съедено! Да, животных надо защищать, но зачем впадать в маразм? В данном случае, если уж они стали стадами выходить на железку, значит надо огораживать пути, или вообще сами заповедные зоны. Пусть там у себя и бегают. А то скоро где-нибудь под Шилкой уже вылазить начнут».

«Ну, дорукоплескали, что много дзеренов!? Всего должно быть в меру! А теперь разборки? Головотяпы! Ни в чём берегов не видят! И кто же виноват-то будет?»

«Их развелось невидимое количество, все луга вытоптали и ГАИ нужно поставить на железные дороги в Забайкалье».

«Что за бред... в Забайкальском крае этих животных уже как вредителей нужно записывать... а они их в красную книгу»

«Они на трассу выскакивают как дикошары, едешь, вроде далеко от трассы — резко побежали, еще и траекторию меняют».

«Дзеренов в крае такое количество, что степи «шевелятся». Они везде и всюду, и ничего удивительного, что их сбили. Да, жалко, это живое существо, но все же... Не стоит искать виновных там, где их нет. Их миграцию должны отслеживать специальные службы, но, увы, у нас они гуляют где хотят... И очень странно, что эти животные, гуляющие огромаднейшими стадами, до сих пор в красной книге».

«А сколько заразы с Монголии они разносят — ящур, чума и тд, скот гибнет в сельских хозяйствах, все поля вытоптали, съели всю растительность в приграничных районах. Сто раз про это писалось».

Что говорит местная власть и наука

Казалось бы, такой негатив местных жителей к беззащитным животным на чем-то должен быть основан. Часть комментаторов упоминает вытоптанные пастбища. Возможно, это частный случай?

Увы, нет. В прошлом году депутаты краевого заксобрания отдельно обсуждали проблемы массовой миграции дзеренов и контроля над этими процессами. К депутатам с соответствующими вопросами регулярно обращается население степных районов Забайкалья. Стоит добавить, что жалобы на дзеренов возникают регулярно с 2019 года. На протяжении этого времени ведется дискуссия о необходимости регулировать их численность.

«Антилопы выедают ветошь (засохшие растения), копытят землю, снижая продуктивность не только пастбищ, но и сенокосных угодий. С учетом их численности, которая по данным Даурского и Сохондинского заповедников составляет порядка 500 тыс., нагрузка на пастбища колоссальная. Не покидает людей и убеждение, что животные являются переносчиками ящура и других инфекционных заболеваний», — упоминает в своем обращении член Собрания представителей Агинского Бурятского округа Зорикто Лхасаранов.

Чиновники регионального правительства полагают, что число диких антилоп, которое на пике зимней миграции с начала «двадцатых» годов стабильно превышает 400 тыс. особей, «переходит черту Красной книги». Ученые же настаивают, смотреть на статистику четырех-пяти лет неправильно, поэтому говорить о закреплении вида в России можно только после смены полного климатического цикла, то есть не ранее чем через 15–20 лет. Более того, как считает директор Даурского заповедника Алексей Черепицын, 500 тыс. дзеренов «ничто, по сравнению с 5–8 млн особей, которые наблюдались в 80-е годы, когда ареал дзерена распространялся на степи Тывы, Алтая и полностью территорию Монголии, а также часть Китая».

Не правда ли, дискуссия напоминает историю с бакланами, которые якобы расплодились и сожрали всего омуля в Иркутской области и Бурятии, поэтому следует «тварей» беспощадно уничтожать.

Расследование резонансного инцидента с дзеренами еще продолжается. Пока остается неизвестным, кого привлекут к ответственности, кто заплатит за погибших животных и будут ли соблюдаться рекомендации ученых.

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Читать в АРГУМЕНТЫ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'