Ветеран речфлота: как колесный пароход стал «Морским наследием России»

ПРОФИЛЬ 5 часов назад 31
Preview

В апреле–мае на реках России поэтапно (в зависимости от региона) открывается навигация. В регулярные рейсы отправляются сотни грузовых и пассажирских судов. Многие из них были построены в 1950-х годах, а некоторые вообще успели отметить вековой юбилей. Об удивительной судьбе одного из таких кораблей-ветеранов наш рассказ.

Двухпалубный колесный пароход «Н.В. Гоголь» считается самым старым речным пассажирским судном России. Его история берет начало в 1911 году. Пароход, переживший две революции, две мировые и Гражданскую войну, до сих пор находится в регулярной эксплуатации.

Судно было построено в Нижнем Новгороде на Сормовском заводе по заказу Северного пароходного общества «Котлас–Архангельск–Мурман». Заказчику пароход обошелся в 140 тыс. рублей – немалые по тем временам деньги. На север «Н.В. Гоголь» отправился по внутренним водным путям. Маршрут пролегал по Волге, Шексне и Северо-Двинской водной системе. Чтобы пройти шлюзы, имевшие малые габариты, судно пришлось разобрать на три части и вновь собрать в Великом Устюге.

По первоначальному проекту пассажировместимость парохода составляла 695 человек. На корме (на нижней палубе) было предусмотрено даже место для перевозки живности – коров, свиней, лошадей.

Первые годы «Н.В. Гоголь» совершал регулярные рейсы на линии Вологда – Устюг – Котлас – Архангельск. Они пользовались популярностью у обеспеченных пассажиров, чему в немалой степени способствовал буфет с большим ассортиментом кушаний и напитков.

Скорость парохода достигала 18 км/ч. Путь из Вологды в Архангельск пролегал по рекам Вологде, Сухоне и Северной Двине (почти 1200 верст) и занимал трое суток и девять часов, обратный рейс длился четверо суток и девятнадцать часов. Время в пути менялось в зависимости от направления движения: по течению реки – быстрее, против течения – заметно дольше.

В качестве топлива для судовых котлов использовали березовые дрова, расход которых достигал в среднем 40 кубометров в сутки. Поэтому на всем маршруте следования примерно через каждые 200 км располагались пристани с так называемыми дровоскладками. Там приходилось делать остановки, чтобы пополнить запас дров.

Пассажиры размещались в каютах 1-го, 2-го и 3-го классов. Допуск на верхнюю палубу имел достаточно ограниченный круг состоятельных граждан, путешествовавших в каютах 1-го и 2-го классов. Наиболее многочисленный контингент – палубные пассажиры, которые коротали время, сидя на поленницах дров, складированных на нижней палубе. Буфет им заменяли личные запасы провизии, а воду для чая они брали из двух медных баков, постоянно подогреваемых паром.

В 1918-м пароход национализировала советская власть. В годы Гражданской войны его использовали в качестве военного транспорта и госпитального судна. В 1921-м «Н.В. Гоголь» вышел на линию Архангельск–Вологда, где работал до 1936 года. Затем начал перевозить пассажиров и попутные грузы по маршруту Архангельск – Великий Устюг.

Осенью 1939-го изрядно изношенный за 38 лет службы пароход отправили на капитальный ремонт. Заменили корпус, сделав его на несколько метров длиннее. Основные характеристики с тех пор такие: длина – 71,6 м, ширина – 14,2 м, осадка – 1,4 м. В августе 1941 года «Н.В. Гоголь» вернулся в строй и во время Великой Отечественной служил плавучим госпиталем.

В начале 1950-х отопление котлов было переведено с дров и угля на мазут. Это избавило от необходимости держать на пристанях запасы твердого топлива и значительно облегчило работу кочегаров. При полной заправке – 62 т мазута – автономность плавания достигала шести ходовых суток. Кстати, два огнетрубных паровых котла и паровая машина тройного расширения мощностью 380 л.с., работающая на два бортовых гребных колеса, сохранились до наших дней.

В 1958–1959-х потребовался еще один капитальный ремонт, после чего «Н.В. Гоголь» снова более 10 лет ходил по знакомым маршрутам, перевозя пассажиров. Однако годы, что называется, взяли свое. В 1972-м пароход фактически сошел с дистанции – его начали использовать как плавбазу отдыха трудового коллектива судоремонтного завода «Звездочка» в городе Северодвинске.

То, что «Н.В. Гоголь» достался именно такому предприятию, можно назвать счастливым стечением обстоятельств. В противном случае корпус стоявшего на приколе судна полностью бы проржавел и рано или поздно его разделали бы на металлолом. Говорят, что между «Звездочкой» и Северным речным пароходством была заключена тогда настоящая коммерческая сделка. Завод компенсировал речникам стоимость 100 т металла – именно столько весили корпус, машины и вспомогательное оборудование корабля-ветерана.

В 1972–1973 годах северодвинские корабелы выполнили очередной капитальный ремонт старого парохода, переоборудовали и, насколько это было возможно, модернизировали. С 1973-го «Н.В. Гоголь» вернулся на речные просторы и начал совершать регулярные рейсы-круизы по Северной Двине.

В 1994–1996 годах провели еще одну реконструкцию. Исторический внешний облик постарались максимально сохранить, зато внутренние помещения кардинально обновили, чтобы полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к круизным судам. Количество пассажирских кают (стандартных, «полулюкс» и «люкс») сократилось до тридцати. На главной палубе оборудовали ресторан и бар, на второй палубе – салоны отдыха.

За долгие годы службы колесный пароход оставил за кормой более 1,85 млн км, перевез около 1 млн пассажиров. В настоящее время он имеет статус музея и памятника истории областного значения. Это речное судно отмечено почетным знаком «Морское наследие России», которым награждают боевые корабли, гражданские суда и береговые сооружения, сыгравшие значительную роль в развитии отечественного флота. Кроме «Н.В. Гоголя» в списке парусники «Седов» и «Крузенштерн», научно-исследовательское судно «Витязь», атомный ледокол «Ленин», спасательное судно «Коммуна», ледокол «Красин», крейсер «Аврора», научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов», подводная лодка Б-413 и комплекс Петровского дока в Санкт-Петербурге.

Благодаря высокой квалификации инженеров и рабочих Центра судоремонта «Звездочка» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) пароход-ветеран по-прежнему содержится в хорошем техническом состоянии и регулярно совершает прогулочные и экскурсионные рейсы по Северной Двине. 31 мая 2025-го «Н.В. Гоголь», внесенный в Книгу рекордов России как самое старое пассажирское судно на ходу, открыл свою 114-ю летнюю навигацию.

 

Читать в ПРОФИЛЬ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'