
Октябрь во Франции выдался богатым на события. Политические протесты, повторное назначение премьер-министром Себастьена Лекорню, дерзкое ограбление Лувра – все это не помешало провести в Париже международную художественную ярмарку Art Basel Paris, объединившую 206 галерей из 41 страны под недавно отреставрированным куполом Гран-Пале – Большого дворца, возведенного специально к Всемирной выставке 1900 года.
Париж, «альма-матер» авангарда (постимпрессионизм, фовизм, кубизм, сюрреализм и прочее), более 100 лет считался главным художественным центром и модной лабораторией Старого и Нового Света. Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Ван Гог, Матисс, Марк Шагал – их творчество дало мощный импульс всему современному искусству.
[caption id="attachment_1777067" align="aligncenter" width="1200"] Амедео Модильяни Jeune fille aux macarons, 1918. Pace Gallery[/caption]
После Второй мировой войны Париж оказался в тени Нью-Йорка, а затем и Лондона. Однако бюрократические, логистические, налоговые сложности ослабили позиции Великобритании после ее выхода из ЕС, и французская столица вновь стала креативным центром Европы, оказавшись естественным бенефициаром Брекзита. Кроме того, культурная политика Франции, всегда трепетно относившейся к своему наследию (особенно к Лувру) и национальной идентичности, вернула Парижу «ажиотажный драйв» и интерес международных коллекционеров.
На арт-рынке, безусловно, отражается нестабильность мировой экономики. Согласно последнему отчету Art Basel+UBS, в 2024-м глобальный объем реализации предметов искусства снизился на 12%, до $57,5 млрд. Аналитики Artprice отмечают за последний год ощутимое, на 25%, падение объема аукционных продаж современных авторов (после 1945 г. р.) и заявляют о самом продолжительном за всю историю – тянущемся с 2022 года – периоде спада.
[caption id="attachment_1777064" align="alignleft" width="419"] Фонд Картье, Exposition Générale. Инсталляция Ольги де Амарал[/caption]
Если первенство в продажах по-прежнему остается за США ($24,8 млрд; 43% мирового оборота), а за вторую позицию борются Великобритания ($10,4 млрд; 18%) и Китай ($8,4 млрд; 15%), то Франция с 2016-го прочно удерживает четвертое место с 7% мирового оборота ($4,2 млрд). В прошлом году Париж стал самой динамичной торговой площадкой арт-рынка, заняв второе место по числу транзакций (на первом – США).
Art Basel Paris, региональный проект транснационального гиганта Art Basel, уже четвертый год демонстрирует глобальные амбиции. Имея не столь большую площадь, как в Базеле, Гонконге или Майами, парижский филиал привлекает посетителей со всего мира культурным контекстом.
«Исключительное качество проектов этого года является весомым доказательством магнетизма Art Basel Paris и центральной роли, которую Париж и Франция продолжают играть на мировом арт-рынке и в культуре в целом», – уверен директор ярмарки Клеман Делепин.
В октябре 2025-го Art Basel Paris впечатлил масштабом и насыщенностью параллельной программы, организованной в партнерстве с ведущими городскими институциями. Неделя искусств (Paris Art Week) превратила город в огромную выставочную площадку. Монументальные инсталляции можно было увидеть на авеню Уинстона Черчилля, в Йенском дворце, у церкви Святого Августина, во дворе Института Франции…
[caption id="attachment_1777063" align="aligncenter" width="1200"] Юлиус фон Бисмарк "Слон в комнате"[/caption]
Когнитивный диссонанс у арт-критиков вызвала гигантская надувная «лягушка» на Вандомской площади американо-венесуэльского «мастера сверхъестественного» Алекса Да Корте. В Пти-Пале разместили композицию «Слон в комнате» Юлиуса фон Бисмарка: механизированные жираф и конная статуя «железного канцлера» падали и восставали в асинхронных циклах.
В знаковых местах – Лувре, Музее Орсе, Музее Оранжери, Музее современного искусства, Дворце Токио, Музее Пикассо, национальной галерее Же-де-Пом, галерее Лафайет Антисипасьон – проходили выставки, показы, кураторские экскурсии и лекции.
В рамках Paris Art Week Фонд Cartier к 40-летнему юбилею открыл после реконструкции архитектора Жана Нувеля новое здание на площади Пале-Рояль проектом Exposition Générale (основная экспозиция), представив более 600 работ.
[embed]https://profile.ru/culture/sem-dnej-sem-tysyach-let-iskusstv...[/embed]
В столице Франции велико влияние фондов и меценатов. Среди последних главными полюсами притяжения являются две ключевые конкурирующие фигуры – Бернар Арно и Франсуа Пино. А в «битве миллиардеров», соревнующихся в создании коллекций и музеев, Париж всегда оказывается в выигрыше.
Пино, владелец аукционного дома Christie’s, холдинга Kering S.A. и футбольного клуба «Ренн», в 2021 году открыл в отреставрированном здании Торговой биржи (Bourse de Commerce) музей Collection Pinault-Paris, где регулярно организует выставки современного искусства, в том числе из личного собрания, насчитывающего более 10 тыс. произведений. С октября в музее развернута экспозиция Minimal, представляющая работы пионеров минимализма 1960-х из частных коллекций.
Арно (богатейший человек мира-2024), глава конгломерата роскоши LVMH Moët Hennessy Louis Vuitton, обладатель коллекции из нескольких тысяч предметов искусства, в 2014-м основал в Булонском лесу музей, ставший важной частью культурного ландшафта, – Фонд Луи Виттон (Fondation Louis Vuitton). Сейчас там проходит ретроспектива работ немецкого художника Герхарда Рихтера.
Сквозная тема Art Basel Paris 2025 – авангард через призму диалога эпох (от исторического наследия – к актуальным междисциплинарным проектам). Пространство Гран-Пале было разделено на три секции – Galeries, Emergence и Premise. Характерно, что почти треть галерей (65 из 206) являются резидентами Парижа.
[caption id="attachment_1777061" align="alignleft" width="460"] Клод Лаланн "Богиня сюрреализма", 2014. Галерея Di Donna[/caption]
Galeries – основное ядро ярмарки: 180 ведущих дилеров с работами разных периодов, от раннего авангарда до послевоенного радикализма. Галереи в этот раз сделали беспроигрышную ставку на вечные ценности и «голубые фишки», то есть то, что проверено временем и востребовано всегда. Были представлены Пикассо, Дега, Баския, Тулуз-Лотрек, Бэкон, Ротко, Поллок, Рихтер, Базелиц, Уорхол – десятки работ высочайшего уровня.
В секции «молодых» галерей Emergence («Появление», «Возникновение»), расположенной на антресолях, наблюдалась меньшая активность коллекционеров: многие просто не успевали туда подняться. В разделе показали 16 сольных проектов инсталляций, коллажей и скульптур начинающих, но уже заявивших о своем потенциале художников.
[embed]https://profile.ru/culture/ot-poloten-k-portfelyam-v-chem-pr...[/embed]
Секция Premise («Предпосылки», «Пролог») – это девять кураторских проектов, переворачивающих представления об объектах творчества и хронологии искусства. Здесь произведения, созданные до 1900 года, перемежались ультрасовременным искусством.
Среди первых посетителей основной экспозиции были представители 240 музеев и фондов, включая Центр Помпиду, Лувр, Тейт, M+ (Гонконг), MCA (Чикаго), Национальную художественную галерею Вашингтона, Музей Гуггенхайма, Музей современного искусства MoMA PS1, Метрополитен. В дни предварительного показа очередь из VIP-персон тянулась от входа в Гран-Пале по авеню Уинстона Черчилля почти до Елисейских Полей.
Приехали коллекционеры со всего мира: американские (Бет Рудин ДеВуди, Крейг Робинс, семья Муграби), европейские (дочь Бернара Арно Дельфин, Карла Бруни, Майя Хоффманн), азиатские (Пурат Осатанугра, сын Петча). На выставке побывали также президент страны Эмманюэль Макрон с супругой, министр культуры Франции Рашида Дати.
Сюрпризом для многих стала экспозиция музейного значения из девяти произведений Пабло Пикассо от Nahmad Contemporary (около половины продано). Кроме того, на разных стендах насчитывалось еще более 20 работ Пикассо, а галерея Landau Fine Art, представляющая постимпрессионизм и фовизм, продемонстрировала «Клоуна, возомнившего себя Президентом Республики» Кеса ван Донгена ($13,5 млн). Хедлайнер современного искусства – галерея Gagosian – удивил, выставив полотно Питера Пауля Рубенса стоимостью $10 млн.
[caption id="attachment_1777066" align="alignright" width="454"] Кес ван Донген "Клоун, который возомнил себя Президентом Республики". Landau Fine Art[/caption]
В первые же часы работы ярмарку посетили около 6000 гостей, состоялись крупные сделки (фигурировали семи- и восьмизначные суммы) между топовыми галереями и их ключевым клиентами. Официально объявленный объем продаж только в стартовый день (Avant Première) достиг почти $90 млн.
Например, Hauser & Wirth продала работу Герхарда Рихтера Abstraktes Bild – абстрактную живопись 1987 года – за $23 млн. Художник, ажиотажный интерес к которому подстегнула параллельно проходящая выставка, стал рекордсменом ярмарки. У Lévy Gorvy Dayan его картину 1988 года, ранее оцененную на аукционе Christie’s в $27,2 млн, приобрели за неназванную цену. Со стенда David Zwirner картина Рихтера ушла за $3,5 млн, а в White Cube – за $2,5 млн.
Шедевр Модильяни Jeune fille aux macarons («Молодая женщина с волосами, собранными в пучок», 1918) у Pace Gallery купила европейская институция за сумму около $10 млн. Несколькими днями позже Sotheby’s установил абсолютный рекорд на Модильяни во Франции, продав «Бюст Эльвиры» за €27 млн. Также галерея Pace продала картину румынского художника Адриана Гени за $1,5 млн.
В числе приобретенных со стенда Hauser & Wirth работ – неоновая композиция Брюса Наумана ($4,75 млн); «Пространственный концепт, ожидание» Лучио Фонтаны (€3,5 млн); картины «Многоцветная женская композиция» ($4,5 млн) и «Монакская женщина» ($1,8 млн) американского художника Джорджа Кондо (чья выставка проходит в Музее современного искусства MAM de Paris).
Рекордами галереи Thaddaeus Ropac стали абстракция Sacco e oro («Мешок и золото», 1953) Альберто Бурри, реализованная за €4,2 млн, и две работы Георга Базелица: Cowboy («Ковбой», 2024) и Geste Winken («Жест рукой», 1995) – €3,5 млн и €1,2 млн соответственно.
[caption id="attachment_1777068" align="alignleft" width="490"] Хелен Франкенталер. Yares Art. 1972[/caption]
У White Cube за €2,5 млн купили скульптуру Базелица «Дрезденские женщины – Эльке». Галерея Perrotin за композицию Такаси Мураками, «иконы японского поп-арта», выручила $550 тыс., а также продала более 10 работ Маурицио Каттелана (автора скандально известной инсталляции с бананом) стоимостью от $174 тыс. до $209 тыс.
Отдельно отметим устойчивый тренд на «женское искусство». Так, за картину эфиопо-американской художницы Джули Мехрету «Колесничий» (2007) галерея White Cube получила около $11,5 млн. David Zwirner продал проволочную скульптуру американо-японки Рут Асавы за $7,5 млн, а экспрессивную картину Джоан Митчелл – за $3 млн. Работа художницы «абстрактного цветового поля» Хелен Франкенталер была куплена у галереи Yares Art за $4 млн. В Pace Gallery приобрели минималистичную картину Children's Playing («Детские игры») Агнес Мартин за $4,5 млн, а также композицию австралийской аборигенки Эмили Кам Кнгварри «Алатжи – дикий ямс» за $550 тыс.
Париж по-прежнему диктует высокую моду в симбиозе с современным искусством. Например, на парадном балконе Гран-Пале красовалась инсталляция Artycapucines VII, созданная Такаси Мураками в коллаборации с Louis Vuitton. Художник расставил 11 сумок среди щупалец восьмиметрового осьминога. Цветы, панды, грибы и драконы дополнили этот «психоделический сад» fashion-ретейла.
На несколько дней выставка-ярмарка в Гран-Пале стала эпицентром мирового искусства и привлекла свыше 73 тыс. посетителей. Участники «Арт Базеля» в Париже, развернувшись от спекулятивных ультрасовременных проектов к вечным ценностям, сделали ставку на «голубые фишки» – выдающихся художников прошлого и настоящего: Пикассо, Модильяни, Рихтера, Кондо… В проигрыше не остался никто.
Сегодня именно Art Basel Paris претендует на звание флагмана бренда. Вопрос не в том, «стоит ли Париж Базеля», а в том, как именно этот город, с его безупречным вкусом и богатейшим наследием, продолжит формировать витрину арт-рынка.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: