10-серийный фильм Душана Глигорова «Трасса» имеет все шансы собрать в этом году урожай кинопризов. И уже получил «Золотого орла» как «лучший сериал онлайн-платформ». Мрачный триллер про неполные семьи, домашнее насилие и не проходящие с годами раны погружает зрителя в зону отчуждения, где всем на всех наплевать. Но зрителю почему-то так интересно, что не хочется из этого мира вырываться.
Режиссёр Глигоров знает, что делает, хотя вряд ли сможет объяснить, почему именно так. Из всех его опытов в детективном жанре наилучшую прессу собрал сериал «Хрустальный» четыре года назад. Глигоров и опытный сценарист Олег Маловичко предприняли очередную попытку сделать «настоящий детектив» на российском материале: следователя из Москвы отправляют ловить маньяка в его родной южный городок Хрустальный, где сам он в отрочестве пережил страшную травму. Бодрый темпоритм, отполированная картинка, грамотный кастинг – что ещё нужно, чтобы критикам захотелось найти в этой картине великий смысл. Чаще всего писали, что фильм стал исследованием мужской агрессии и саморазрушения, которые часто бывают следствием непереваренного стыда.
Имея такой черновик, Глигоров и Маловичко решили снять более совершенный, «женский» вариант «Хрустального». А за свет в окошке принять «Твин Пикс», из которого удалили всю путаную мистику, но оставили густую мглистую атмосферу жёсткого триллера. В «Трассе» и кастинг побогаче, и повороты сюжета покруче «Хрустального». А сопереживать женским истерикам зрителю привычнее, чем мужским.
Живёт и процветает в Петербурге судья Светлана Незнамова (Карина Разумовская). В любовниках у неё влиятельный женатый чиновник (Геннадий Смирнов), по просьбе которого она и приговор нужный подмахнёт, и своих вистов не упустит. В её респектабельных хоромах наслаждается комфортом почти взрослая приёмная дочь Кира (Елизавета Ищенко). Правда, быстро выясняется, что у обеих Незнамовых неслабые проблемы с кукухой. Мама Света в антисанитарных условиях на автозаправке грубо соблазняет дальнобойщика, после чего приезжает на дачу и глушит водочку из горла до полного беспамятства. А дочка Кира может на ровном месте выдать развёрнутую истерику с воплями на мать, если что не по ней. И судья её за это даже не судит.
В общем, пока пьяная мамаша спит на дачном полу прямо в одежде, Кира умудряется улететь на Ставрополье на поиски биологических родителей и сразу же вляпаться там в какой-то треш. Светлана получает от неё видео, на которых дочка просит спасти её, но непонятно от чего. Незнамова пулей летит в Ессентуки, из которых и сама родом, а высокий покровитель обеспечивает ей поддержку местных силовиков. Хотя у тех своих дел за гланды. Вот, к примеру, 13‑летняя девочка Вита (Василиса Немцова) по утрянке зачем-то пристрелила спящих родителей и попыталась повеситься. И на этом фоне приходится помогать питерской психопатке, которую с её закидонами хочется приложить башкой об стенку.
Успех «Хрустального» во многом был следствием химии между главными героями в исполнении Антона Васильева и Николая Шрайбера. В «Трассе» солирует куда более известная пара: звезда БДТ Карина Разумовская и блистательная Анна Михалкова в роли следователя Эльвиры Бараевой. Как некоторые футболисты, отменно выступающие за клуб и посредственно за сборную, Разумовская в кино явно не раскрылась, хотя и исполнила на экране десятки ролей. Вероятно, роль в «Трассе» – лучшая в её карьере. Сыграно местами тонко: поняв, что создала вокруг себя слишком хрупкий мир, судья Незнамова пытается найти точку опоры во временах, когда была совсем другой.
А героиня Михалковой со старта выглядит как антипод вздорной судьи: она рассудительная и принципиальная профи, взяток не берёт, глаза не закрывает. Но работа и её втягивает в круговорот, в котором она пропускает взросление собственных детей. И Глигоров пытается нам сказать, что это и есть главное зло, которое мы творим в жизни.
Хтоническая российская изнанка именно такое объяснение и имеет. Трасса увечит жизни не только отверженных проституток, которых пытается пригреть и спасти разве что сердобольная мамка Анжела (Екатерина Стулова). Равнодушные, никому не нужные родители тоже в известной степени жертвы. Как и родители судьи Незнамовой, с которыми она по какой-то причине не хочет разговаривать.
«Трасса» пугает будничностью насилия, безнаказанности и травмированности десятков людей. Дьявольщиной веет даже от директрисы детского дома (Елена Ворончихина), которая должна быть, по идее, спасительным маяком для заблудших юных душ. А ищущим Киру гражданам поначалу непонятно даже, орудует ли вдоль трассы маньяк или десятки никому не нужных девчонок попали в сети какой-то преступной организации. Непонятно даже, какой злодей опаснее: безумный или до мозга костей рациональный.
Фильм Глигорова страдает известной болезнью российских сериалов. Ближе к финалу создаётся знакомое впечатление, что сценарист очнулся за две недели до дедлайна и начал в пожарном порядке сводить сюжетные линии, утрамбовывать финал, заставляя героев совершать глупейшие поступки, чтобы хоть как-то застегнуть на чемодане молнию. Молния с грехом пополам застегнулась, а за некоторые сюжетные повороты стоит даже поаплодировать. Но со слезами на глазах.