Через две-три недели в Риме завершится конклав кардиналов, и мы узнаем, кто стал новым главой Римской католической церкви. Почему именно две-три недели? Во-первых, потому что иерархам нужно время, чтобы съехаться в Ватикан. А во-вторых, потому что последние дни Святой престол был занят похоронами прежнего папы Франциска (в миру Хорхе Марио Бергольо).
Процедура похорон папы римского состоит из трех частей. Сначала в домовой часовне покойного состоялась официальная аттестация смерти, тело подверглось специальной медицинской обработке, было облачено в священные одежды и положено в гроб.
Далее все главные церемонии проходили в соборе Святого Петра. Гроб с телом Франциска выставили в базилике, где верующие в течение трех дней могли отдать ему последние почести. Затем последовала заупокойная месса, которую, согласно традиции, отслужил в присутствии глав государств и делегаций со всего мира декан Коллегии кардиналов кардинал Джованни Баттиста Ре. Среди прочих в соборе Святого Петра был и Дональд Трамп. Хотя его отношения с папой Франциском теплыми не назовешь, американский президент стоял в первом ряду вместе с одетой в соответствии с нормами ватиканского протокола первой леди. Всего на похоронах, состоявшихся 26 апреля, присутствовали более 200 тыс. человек.
Папа Франциск завещал похоронить его не в гротах Ватикана, как других пап, а в базилике Санта-Мария-Маджоре. Этот собор он выбрал из-за находящейся там византийской иконы Мадонны с МладенцемSalus Populi Romani («Спасение народа Римского»). Перед этим образом Франциск часто и подолгу молился. Отказ от погребения в Ватикане стал последним проявлением стремления Франциска к простоте. Недаром на ватиканский престол он взошел, взяв имя в честь святого Франциска Ассизского – основателя нищенствующего монашеского ордена, проповедовавшего смирение, любовь и аскезу.
[caption id="attachment_1695938" align="aligncenter" width="1200"] Папа римский Франциск, 20 апреля 2025 года[/caption]
По традиции за похоронами следуют так называемые novendiale – девять дней особых богослужений в соборе Святого Петра, до окончания которых не может начаться процесс избрания нового папы. Одновременно с ними в течение нескольких дней проходит «генеральная конгрегация» – ряд собраний, в которых могут свободно участвовать все кардиналы, включая тех, кто не имеет права голоса на конклаве. Они решают, когда должен начаться конклав, выслушивают выступления по различным вопросам, таким как текущие потребности Церкви, состояние Курии и улучшение ее работы, отношения Церкви с миром.
Декан Коллегии выступает председателем на заседании этих конгрегаций. Именно он следит за четким соблюдением ритуала: каждый кардинал возлагает свою руку на Евангелие и приносит клятву верности правилам конклава. Иерархи обязуются сохранять «строгую секретность в отношении всех вопросов, как-либо связанных с выборами римского понтифика или тех, которые по своей природе во время sede vacante (период, когда Святой Престол не занят понтификом) требуют той же секретности».
[embed]https://profile.ru/society/bog-edin-a-prazdnik-net-chto-mesh...[/embed]
В первый день конклава кардиналы-выборщики соберутся в соборе Святого Петра, чтобы отслужить мессу (по случаю избрания папы). В тот же день кардиналы-выборщики проследуют в Капеллу Святых Петра и Павла и помолятся о сошествии Святого Духа и Божьей помощи в деле избрания нового папы. Оттуда в сопровождении торжественных хоралов кардиналы перейдут в Сикстинскую капеллу, где произнесут клятву:
Следуя этому предписанию, кардиналы-выборщики должны воздерживаться от любых контактов с внешним миром во время конклава: они перемещаются строго под присмотром от Сикстинской капеллы до своих апартаментов в Доме Св. Марты. Кардиналы не имеют право переписываться с кем-либо, пользоваться телефоном, читать газеты, смотреть телевизор и так далее. Их багаж по приезде сканируется службой безопасности – любые электронные устройства изымаются. В 2013 году, незадолго до своей отставки, папа Бенедикт XVI ввел наказание в виде «автоматического» отлучения от церкви любого, кто нарушит эту норму. В самой Сикстинской капелле во время конклава не только запечатываются двери, но и используется система подавления сотовых и радиосигналов.
После проповеди начинается сам процесс выборов. Зачастую первое голосование является церемониальным – своеобразным способом выразить уважение отдельным членам Коллегии, людям достойным, но не входящим в число реальных кандидатов на место понтифика. Далее голосование проводится по две сессии в день, по два тура голосования за сессию (всего четыре тура в день).
[caption id="attachment_1695762" align="aligncenter" width="1200"] Икона «Salus Populi Romani»[/caption]
Кардиналы выбирают из участников конклава трех иерархов для подсчета голосов, трех других для проверки и трех, если необходимо, для сбора бюллетеней у тех, кто из-за проблем со здоровьем не может дойти до главного алтаря. Каждый кардинал пишет на бюллетене имя своего избранника, затем идет к главному алтарю. Там под фреской Микеланджело «Страшный суд» он громко произносит: «Я призываю в свидетели Христа Господа, который будет моим судьей в том, что мой голос отдан тому, кого перед Богом я считаю достойным быть избранным». Затем кардинал кладет бюллетень в надлежащий сосуд, кланяется алтарю и возвращается на свое место. После того как бюллетени собраны, их перемешивают и затем подсчитывают вслух. Если число не равно числу избирателей, бюллетени сжигают. Если число верно, бюллетени вынимаются по одному, отмечаются двумя кардиналами, а затем громким, ясным голосом объявляются третьим кардиналом.
Для избрания понтификом кардиналу надо получить 2/3 голосов плюс еще один голос. То есть за него должны проголосовать как минимум 89 кардиналов, за вычетом трех заранее сообщивших, что не смогут принять участие в конклаве по состоянию здоровья. Выборы регулируются апостольской конституцией Universi Dominici Gregis (Вселенская паства Господня). Всего по состоянию на 21 апреля насчитывается 252 кардинала, из которых 135 – младше 80 лет (это возрастной ценз для претендентов на Святой престол). Кардиналы представляют собой разные социально-политические мировоззрения и самые разные страны и регионы мира.
[caption id="attachment_1695902" align="aligncenter" width="1200"] Конгрегация кардиналов в Ватикане. 28 апреля 2025[/caption]
Есть такая поговорка – «Кто входит на конклав папой, покидает его кардиналом»Имеется в виду, что далеко не всегда тот, кого пророчат в папы, действительно им становится. Не раз случалось так, что новым понтификом избирался малоизвестный претендент (сам Франциск и даже Иоанн Павел II были людьми с периферии церковной жизни). Поэтому к прогнозам касательно будущего папы следует относиться с осторожностью. Сейчас список возможных кандидатов включает в себя 15 имен. Шесть из них – представители высшего органа управления Церковью Римской курии:
Среди итальянцев, помимо Паролина, Гуджеротти и Филони, рассматриваются также Маттео Мария Дзуппи (69 лет), председатель Конференции епископов Италии и архиепископ Болоньи, и Пьербаттиста Пиццабалла (59 лет), францисканец, Латинский патриарх Иерусалима. Среди салезианцев, помимо Артиме, фигурирует Кристобаль Лопес Ромеро (72 года), архиепископ Рабата.
От консерваторов, стремящихся вернуть Церковь к традиционализму, с которым боролся Франциск, выдвигаются два наиболее вероятных кандидата: Петер Эрдё (72 года), архиепископ Эстергом-Будапештский и примас Венгрии, а также Виллем Якобус Эйк (71 год), архиепископ Утрехтский. Замыкает список европейских кандидатов на папский престол Андерс Арборелиус (75 лет), кармелит, епископ Стокгольма. Из США, помимо Превоста, на пост претендуют также архиепископ Нью-Йорка Тимоти Майкл Долан (75 лет) и архиепископ Чикаго Блейз Джозеф Купич (75 лет).
[embed]https://profile.ru/abroad/v-ozhidanii-konklava-v-bolnice-ish...[/embed]
Из этого списка, который формируется перед конклавом, вытекает интересный вывод: ровно треть претендентов (5 из 15) – итальянцы. После Франциска «центр тяжести» жизни Церкви возвращается в Европу. Азия по-прежнему не может выдвинуть сильных кандидатов, за исключением Тагле. Традиционалисты опираются на двух европейских кардиналов, известных своей ортодоксальностью. В США существует риск противостояния двух кандидатов (Долан – за республиканцев, Купич – за демократов). Это расхождение может расколоть американских кардиналов-выборщиков и не позволит выдвинуть общего кандидата.
Если проанализировать историю папства, особенно последние 100 лет, можно увидеть закономерность: «народные» папы сменялись более закрытыми от общества, консервативными понтификами. После пользовавшегося колоссальной популярностью среди простых католиков Иоанна Павла II пришел профессиональный богослов, сконцентрированный скорее на выработке церковных догм, нежели на установлении диалога с народом Бенедикт XVI. Его отставка, в свою очередь, привела на папский престол Франциска, который с первого дня своего понтификата проявил себя либеральным реформатором. Следуя этой логике, на предстоящем конклаве выбран будет умеренный кандидат, способный, с одной стороны, продолжить начатые предшественником реформы, а с другой – перевести Католическую церковь в более традиционное русло: сгладить обострившиеся в период правления Франциска противоречия между «консерваторами» и «либералами».
Какой бы личной позиции кардиналы-выборщики не придерживались, все они сходятся в одном: сегодня Ватикану нужна передышка после яркого, но противоречивого правления Франциска, поднявшего целый ряд острых вопросов, но не давшего на них ответы. При нем, несмотря на все сложности, популярность Церкви выросла. Теперь нужно подумать о достижении стабильности и последовательности.