Ученые выяснили, что неандертальцы и современные люди скрещивались "на перекрестке человеческих миграций" в Иране

ПРОФИЛЬ 1 час назад 16

Согласно генетическим исследованиям, современные люди и неандертальцы явно скрещивались, но где именно и когда, оставалось неясным. Теперь ученые выяснили, где произошла одна из волн таких столкновений – в горах Загрос на территории нынешнего Ирана.

"География Иранского нагорья находилась почти на перекрестке человеческих миграций", – Саман Гуран, археолог из Института доисторической археологии Кельнского университета в Германии.

Этот регион был переходной зоной, где теплые экосистемы, благоприятные для ранних представителей современного человека, сменялись более холодным климатом, подходящим для неандертальцев, добавил он.

Неандертальцы появились около 400 тыс. лет назад и жили в Европе и Азии, в то время как предки современных людей появились в Африке около 300 тыс. лет назад и распространились по всему миру. Генетические данные свидетельствуют о том, что неандертальцы и Homo sapiens неоднократно скрещивались – вероятно, 200–250 тыс. лет назад, затем 100–120 тыс. лет назад и, наконец, примерно 50 тыс. лет назад – до того момента, когда неандертальцы перестали существовать как отдельная популяция.

Учитывая расположение археологических стоянок с артефактами неандертальцев и ранних H. sapiens, наиболее вероятным местом встречи этих групп был Ближний Восток. Однако в настоящее время идентифицировать скрещивание по "гибридным" черепам или ДНК невозможно из-за отсутствия достаточного количества материала для исследования в этом регионе.

Чтобы восполнить этот пробел, исследователи создали экологическую модель в сочетании с географическими данными, позволяющими определить места стоянок неандертальцев и H. sapiens. В результате удалось реконструировать наиболее вероятные точки, где обе группы могли пересекаться во время второй волны скрещивания.

Ученые обнаружили, что современные люди и неандертальцы встречались и, возможно, скрещивались в горах Загрос 120–180 тыс. назад. Команда опубликовала свои выводы в журнале Scientific Reports.

Горы Загрос простираются на 1600 км и расположены в основном на территории Ирана. Они являются частью Персидского плато, которое было "центром" для Homo sapiens 70 тыс. лет назад. Однако в этой области также было несколько экосистем, которые могли поддерживать и неандертальцы, и современные люди.