Три года СВО – долгая дорога к победе

АРГУМЕНТЫ 2 часов назад 43
Preview

24 февраля исполнилось три года с начала специальной военной операции (СВО). Сейчас уже ясно – в феврале 2022 г. началась новая эпоха в истории России, Европы, мира. Да и в истории военных конфликтов тоже была начата новая важная глава. Только тогда, три года назад, этого никто ещё не знал.

Готовились – и сами не верили

То, что что-то готовится, знали все – по определённым причинам самого факта подготовки военного решения вопросов с Украиной и НАТО никто в общем не скрывал. Но в реальность этого до самого последнего момента верили не все даже из тех, кто был непосредственно задействован. Причины демонстративной подготовки понятны – российское высшее военно-политическое руководство стремилось до последнего момента решить дело миром, а военный инструмент рассматривался как наиболее эффективный способ давления на киевскую банду и её хозяев с Запада. Поэтому не один раз до 24.02.2022 войска, подведённые к границе, рассредоточенные в базовых районах и активно ведущие подготовку к военному вторжению, вдруг отводились.

Да, частично и не все и оставляя инфраструктуру, которую подготовили к операции. Например, площадки с законсервированными комплектами техники, которые упрощали развёртывание в следующий раз. Но уходили. Поэтому даже участники операции в Гостомеле под Киевом, получив боевой приказ, сначала оценивали его как учебный. Многие думали, мол, опять отменят в последний момент. Не отменили... Дальше тянуть было уже нельзя.

Началось!

Начали наши войска бодро. Продвижение в первые сутки и первую неделю было беспрецедентным. Даже в районе Крыма, где узкий перешеек облегчал построение непроходимой, казалось бы, обороны обеим сторонам, ВСУ не удалось продержаться даже несколько часов. Их попросту смели. Долговременно готовившаяся оборона была прорвана сразу. В считаные часы Южная группировка войск ВС РФ достигла нижнего течения Днепра, вскоре захватив мосты и оказавшись на том берегу. Был взят без особого сопротивления Херсон, затем войска вышли на границу с Николаевской областью. Передовые группы разведчиков тогда проникли очень глубоко, чуть ли не в район Южно-Украинской АЭС.

Другая часть Южной группировки в это время отсекала ВСУ в Донбассе, продвигаясь вдоль берега Азовского моря и на север и северо-восток. Вскоре ключевой пункт обороны ВСУ на юге – Мариуполь оказался в полукольце, а потом и в котле. Бои за него шли почти два месяца, но закончились победой и сдачей в плен остатков ВСУ, включая «элитных» нацистов из «Азова»*.

Высокими были темпы продвижения и у большинства других группировок. Кроме разве что в ДНР – ей пришлось биться об выстроенную многолетнюю оборонительную систему, опирающуюся на массу населённых пунктов. В ЛНР многое удалось обойти с тыла, зайдя от тогдашней госграницы России.

Северный поход

Под Киевом в Гостомеле в первый же день была проведена уникальная десантная операция – выброшен тактический десант сначала спецназовцев ВДВ, а затем и обычных десантников. Только для поддержки были задействованы 200 транспортных вертолётов и несколько полков ударных вертолётов. Затем в Гостомель через зону ЧАЭС пробились и колонны войск. С другой стороны войска подошли к Харькову, обошли Сумы, Чернигов и массу других городов и «поджали» Киев с другого фланга. В итоге город оказался в полукольце. Казалось, что дело почти сделано.

Но в наших штабах так не считали. Да и, как выяснилось, не очень рассчитывали на быстрый финал, хотя шансы на это были. Похоже, были некие договорённости с частью украинских силовых, если можно так их назвать, «элит». Вероятно, кто-то обещал в случае вторжения и силовой поддержки скинуть Зеленского и ряд других недоговороспособных фигур и пойти на выполнение российских условий. Они, заметим, тогда были весьма мягкими даже в плане территориальных потерь Украины.

Но украинцы показали себя в очередной раз недоговороспособными и опять обманули. Некоторые источники на Западе писали, что британские и американские разведки пообещали больше, вот и всё. Сходные договорённости могли быть с рядом региональных властей, военных и гражданских. Где-то, вероятно, это сработало, а во многих местах – нет.

В общем же и целом поход на севере на Киев не предполагал самостоятельного взятия столицы. Но в случае провала плана с предполагаемым переворотом он был нужен, как и вся северная часть для сковывания ВСУ, лишения их маневра, пока ракеты и авиация с артиллерией прореживают их запасы вооружения, техники и боеприпасов. Это в целом удалось – перебросить подкрепления на юг, где и игралась тогда основная часть партии, ВСУ не смогли.

Смена стратегии и тактики

В целом операция первых дней была высокоманевренной, с большими темпами продвижения. И проводилась она относительно малыми силами. Ошибки в её проведении тоже наверняка были. Также не удалось, да и наверное, не могло удаться сорвать мобилизацию ВСУ.

Затем темпы продвижения ВС РФ стали замедляться – войска перешли к тактике перемалывания противника. «Обменивали снаряды на жизни» солдат ВСУ. Это тоже работало. Но и противник постепенно отмобилизовывался. Та, первая, украинская армия начального периода СВО была выбита уже к концу весны. Техники не стало, людей, запасов. Но кое-что украинцы смогли отремонтировать, что-то смогли поднять с хранения, но главное – заработали поставки оружия из НАТО.

На этом всём ВСУ, пользуясь временным численным преимуществом (у нас группировка тоже росла, но тогда ещё не очень быстро), смогли остановить наше продвижение и даже провести ряд относительно удачных операций, в том числе на Харьковщине.

В ответ в ВС РФ кроме проводившегося до этого формирования новых частей и различных добровольческих батальонов и полков была проведена частичная мобилизация, а затем поток контрактников сделал новые мобилизации ненужными. Было сформировано более двух десятков дивизий, десятки бригад, сотни полков.

Армия России ныне более чем в 1, 5 раза больше, чем до СВО. Она значительно «тяжелее» – намного больше танков, бронетехники, выросла насыщенность артиллерией и средствами ПВО, РЭБ. Нынешняя армия, обладая непредставимым для всех других боевым опытом, может спокойно бросить вызов кому угодно в конфликте любой интенсивности и уровня применения вооружений.

Перелом

Но это – сейчас, а тогда до такого результата была ещё долгая дорога. Через 2023 год и «контрнаступ» ВСУ, который, несмотря на активное участие Запада в формировании, снабжении, обучении ударной группировки и разработке планов наступления, провалился целиком и полностью. Провалился он и несмотря на мятеж Пригожина, который случился «внезапно», в один из ключевых моментов на фронте. На это явно рассчитывали ВСУ. Но и он был быстро и почти бескровно подавлен, а плюсом было окончательное избавление от «махновщины» и «махновцев» на фронте.

В итоге ВСУ, потратив впустую 160 тыс. человек, несколько тысяч единиц техники, включая сотни танков, смогли вклиниться в полосу обеспечения первой линии обороны на двух участках, заняв примерно 7–9 км по фронту и столько же примерно в глубину. После чего украинская армия больше наступать толком уже не могла, хотя и пыталась.

С осени 2023 г. наступают уже наши войска. Медленно, зато неуклонно, и со всё более ужасным для ВСУ соотношением потерь. По сути, это та же тактика перемалывания превосходящей огневой мощью, только теперь в уравнение успеха добавились не только ракеты, бомбы, снаряды, но и барражирующие боеприпасы (дроны).

Новое и старое

СВО породила много нового и заставила вспомнить старое. Из старого вспомнили, например, о тактике штурмовых групп аж из Первой мировой и обучении специальных штурмовых подразделений и частей. Из нового – «родили» тактику действий в современных условиях боя в лесу, в застройке, в сильно укреплённых районах. Тактику малых групп и скоординированной их работы между собой и с артиллерией и авиацией.

СВО привела к переоснащению танков и бронетехники дополнительной защитой по кругу, и сверху и снизу. В виде ДЗ, решётчатых и сетчатых экранов, козырьков-мангалов, которые сначала ввели от противокрышных ПТУР и прочих боеприпасов, а затем уже против дронов. От дронов пригодились даже «шторы» из цепей – этот тип защиты известен давно, но против кумулятивных боеприпасов он не работает. Но вот на «мангалах» цепи полезны – они запутывают винты дронов. СВО заставила дорабатывать новейшую перспективную технику и технику массовой серии, переделывать комплексы активной защиты (КАЗ) и РЭБ. Но эти работы уже в целом завершены и скоро танки с КАЗ засветятся на фронте.

Свет победы уже виден

Сейчас, через три года боёв, уже видно, что противник на последнем издыхании. Как и силы стоящего за ним Альянса, который оказался не готов к гонке запасов техники и боеприпасов, как и к гонке ОПК по их воспроизводству. И не готов снять с себя последнее или «впрячься» вместо ВСУ, подставив себя под заботливо приготовленные и развёрнутые давно нестратегические ядерные «молотки». Сейчас мы видим, как между США и Европой ширится раскол по поводу этого конфликта. Видим, как Украину уверенно снимают с американского довольствия.

Так или иначе, в этом году ВСУ пришёл бы или придёт конец. Либо они капитулируют и сохранят хоть что-то. Либо капитулируют уже безоговорочно, на милость победителя и не сохранят ничего. Время выбирать. Хотя украинские политики уже показали, что выбирают всегда худшее. А разумное там выбирают, лишь обломав зубы о все прочие варианты.

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Читать в АРГУМЕНТЫ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'