
У Дональда Трампа после крайне неоднозначного «успеха» в Венесуэле совсем в зобу дыханье спёрло. Хочет новых «подвигов». То ли с Кубой, то ли с Ираном, то ли ещё где. Сейчас тянет на Иран. Или его тянут.
Неоднозначный первый раунд
После летней 12-дневной войны между Израилем и Ираном, закончившейся после явно демонстративного удара США по ядерным объектам Ирана, и иранского ещё более демонстративного ответа сторонам понадобилось время «зализать раны». Израилю был нанесён немалый материальный ущерб ударами иранских баллистических ракет средней дальности (БРСД). В результате очень сильно просели запасы зенитных ракет и противоракет на складах армии. К концу войны их почти не осталось, притом что и до этого иранцы успешно пробивали ПВО-ПРО Израиля, несмотря на помощь эсминцев ВМС США и двух батарей системы ПРО THAAD. Причём пробивали даже небольшими количествами. При этом против не самых продвинутых иранских БРСД хоть какую-то эффективность показывали только противоракеты системы «Хец-2/3», а их боекомплект к финалу пьесы показал дно.
Что до американцев, то сколько они потратили ЗУР SM-6 – неизвестно. Но противоракет SM-3 Block 2A морского базирования потратили 80. Известно, сколько потратили противоракет к THAAD – более 150, это более трети наличного запаса ВС США. Восполнять чахлый американский ВПК будет их аж до 2029 года. Несмотря на дополнительный срочный заказ этих дорогих (14 млн долларов штучка) изделий, темп выпуска не получается резко нарастить. Для нашего ОПК такие цифры при выпуске зенитных ракет в ходе СВО десятками тысяч штук в год – звучат просто смешно, но уж как есть.
Повоевать руками хозяев
Несмотря на такие проблемы, в Израиле очень хотят «продолжения банкета». Притом что наступательная часть войны тоже не особенно сложилась. Кроме успехов диверсантов и всего, что с ними связано, похвастаться особо нечем. Ни диверсантам, ни авиации и ракетчикам не удалось разгромить иранскую ПВО, хотя удавалось её успешно продавливать. Однако никто и не ждал от иранцев уровня ПВО-ПРО ВС РФ, да и на десятую часть от нашей – тоже. Не удалось ни израильтянам, ни американцам разгромить и ядерные объекты, хотя часть и получила повреждения, но ничего критичного. Не решена задача уничтожения ракетного потенциала, как в части самих ракетных баз и частей, так и запасов, и выпуска новых ракет.
Так что Израиль очень хочет продолжения, но чужими руками. Сам готов участвовать на вторых ролях. При этом Трамп традиционно является чуть ли не самым произраильским президентом США. Вот и подзуживают его вовсю. Наверняка среди желающих войны с Ираном хватает и тех, кто самого Трампа ненавидит и хочет, чтобы он увяз с Ираном. Так будет проще его «сковырнуть», скажем, импичментом, о котором сейчас всё чаще говорят. Или в ходе выборов 2028 года – его преемника Вэнса.
Иран восстановился, но неуязвимым не стал
По оценкам израильской и американской разведок, иранцы давно восполнили потраченные запасы ракет. Они израсходовали порядка 600 БРСД, другие ракеты до Израиля не долетают. Кроме того, Иран продолжил получать новейшие средства обнаружения и поражения воздушных целей из России и Китая, не считая собственного производства. Основу у Ирана составляют ЗРК своего производства, правда, подозрительно похожие во многих решениях на наши или северокорейские. Но основные сдерживающие возможности Ирана лежат не в оборонительной сфере.
Иран обладал и обладает как огромным арсеналом БРСД, который оценивается от 2 до 3–4 тыс. ракет разных типов, так и ещё более огромным арсеналом БР меньшей (1000 км и ниже) и оперативно-тактической (500 и ниже) дальностей, а также КР с дальностями до 1, 5–2 тыс. километров. Кстати, столь много БРСД им нужно именно ввиду отсутствия ядерного потенциала. Скажем, Россия обладает многотысячным, не поддающимся даже примерным оценкам арсеналом различных КР и квазибаллистических ракет типа «Искандер-М», но столько БРСД уровня того же «Орешника» нам точно не нужно. Так как при необходимости противника просто сотрут в пыль БРСД с термоядерными боевыми блоками, а их так много не надо. Обычное неядерное сдерживание обходится куда дороже ядерного – такой вот парадокс.
Сколько у Ирана барражирующих беспилотных боеприпасов – также никто толком не знает, но очень много. Другой вопрос, что Израиль невелик, и ПВО там куда лучше украинской, да и лететь туда иранским «Шахедам» и пр. – долго. Так что эффективность иранских аппаратов против Израиля куда ниже, но они вполне годятся для нанесения ударов по американским базам в регионе. Или по Израилю, когда там в очередной раз кончатся ракеты ПВО.
Проиранские шиитские ополчения также способны на многое, особенно в части нанесения ударов по базам США. Да и сами иранцы в этот раз настроены очень серьёзно. Заявляют: если США решатся на удар, то в ответ будет не удар, а война по всему региону. И по Израилю ударят, даже если тот не поучаствует в первом ударе. Мол, «эти две страны – одно и то же», так заявляют в Тегеране.
Явно намерены в Иране в случае войны ударить и по ВМС США. Недаром базы США в регионе находятся под плотным контролем иранских БПЛА-разведчиков, которые также отслеживают передвижения авианосцев и прочих кораблей. А противокорабельных ракет у Ирана много, пусть и нет сверхзвуковых или гиперзвуковых – Россия не продавала. Зато есть множество баллистических, в том числе способных поражать морские цели. При выдаче своевременного целеуказания пуск может произойти почти мгновенно.
Войны США не хотят, хотят «ковбойского наскока»
Трамп явно не хочет долгой региональной войны. У США после всех сосредоточений сил в регионе нет ни сил, ни запасов для такой войны. Есть силы на относительно ограниченный удар или серию ударов крылатыми ракетами и авиацией. Да, есть авианосная группа с авианосцем «Авраам Линкольн», есть переброшенные истребители, есть до 8 эсминцев и крейсеров, способных, в теории, взять на борт более 700 КР «Томагавк». Возможно, где-то ошиваются несколько АПЛ, в том числе одна с большим запасом (до 154 штук) КР. В сумме американцы могут использовать порядка сотни или более боевых самолётов и сотни три КР. Хватит этого, чтобы разгромить Иран? Конечно, нет. Даже при последовательном нанесении ударов какое-то время. Как не хватило сил и Израилю с их сотнями боевых самолётов. И не хватит, если прибавить ВВС Израиля к американским, дислоцированным в регионе.
То есть Трампу нужен какой-то удар или кампания ударов, которую можно будет выдать за большой успех и прикрыть лавочку. Смогут ли американцы достичь тех целей? Нет. А согласится ли Иран на такой ограниченный обмен ударами? Вряд ли. Они это и заявляют, хотя одно дело – заявления, а другое –какие действия будут.
В США также есть мечты, что можно нанести удар по высшему руководству Ирана, например, по Рахбару Ирана, аятолле Хаменеи, и режим, мол, рухнет. Вряд ли. Практика показывает, что такого не происходит. Просто появится преемник или преемники, намного более радикальные, чем предшественники. И куда это всех заведёт?
Ошиблись с моделью
В Иране и так уже сильно пожалели о том, что выбрали ту модель обеспечения безопасности, основанную как на многоуровневой защите страны «поясом» проиранских структур в соседних странах, так и на заявленной решимости всегда отвечать ударом на удар. В итоге решимости обострять в ряде случаев не хватило, и тот же Израиль обнаглел, почуяв слабину, что и привело к прошлогодней войне. Если спустить на тормозах сейчас – на стабильность режима в стране можно не поставить и рубля. Просто народ в Иране не поймёт своих вождей после такого.
А перейти на новую модель безопасности, ядерную, Иран то ли пока не может, то ли до сих пор не созрел. После многолетней политики, декларирующей то, что ядерное оружие нарушает заветы Аллаха, сложно развернуться на 180 градусов. Хотя возможно, конечно, и не такое. Как возможно и то, что Иран втихую развернул свою ядерную программу именно на цель получения ядерного оружия, и ему нужно потянуть время.
От модели безопасности, основанной на тесном военно-политическом союзе Ирана с Россией и Китаем, с подписанием взаимных обязательств по защите, иранцы сами отказались. Как говорят, они сами не хотели таких формулировок в договоре с Россией, который в итоге был ратифицирован. Мол, мы и сами с усами. С усами-то там всё в порядке, а вот ядерного потенциала – нет.
Угроза войны – как обеспечение переговоров
Возможно, что никакого удара по Ирану и вовсе не будет. Трамп склонен к таким наскокам и угрозам ударов как обеспечению переговорной позиции. Мол, соглашайтесь на переговоры на наших условия, а не то… И возможно, и многое на это указывает, что стороны таки сядут за стол переговоров. Но пока что переговорные позиции, декларируемые из разных источников, слишком расходятся друг с другом. Для Тегерана отказ от ракетной программы или отказ от сотрудничества с проиранской сетью ополчений – неприемлем. Как и отказ от ядерной программы вообще.
Но в США хотят всего и сразу. Точнее, этого больше хотят в Израиле, науськивая большого и глупого рыжего дядю на Иран.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: