Бесспорным подтверждением этой строки Нобелевского лауреата Иосифа Бродского служит открывшаяся недавно в историко-краеведческом музее Серпухова выставка произведений русских живописцев под названием «Море великих».
А волны и стонут, и плачут...
Экспозиция небольшая по размерам, но чрезвычайно преисполненная гениальными эмоциями авторов (среди которых Иван Айвазовский, Василий Поленов, Исаак Левитан, Константин Коровин, Василий Кандинский, Лев Лагорио и многие другие), своей энергетикой сама похожа на бушующую стихию, рвущуюся из музейных берегов в неведомые ей российские просторы.
Сам музей находится в здании огромного особняка потомственных серпуховских промышленников и меценатов — купцов Мараевых. После смерти Мефодия Мараева дело унаследовала его вдова Анна Васильевна. Она же впоследствии стала и единственной собирательницей уникальнейшей коллекции предметов русской духовной культуры — от икон до старопечатных и рукописных книг, среди которых, например, — ценнейший Пустозерский сборник с подлинными автографами старообрядцев, протопопа Аввакума и старца Епифания. В 1896 году Анна Мараева выкупает обширную художественную коллекцию у московского коллекционера Ю.В. Мерлина, которая и стала основой будущей богатейшей экспозиции нынешнего музея.
В 1918 году по естественным стихийным причинам всё имущество Мараевых было национализировано новой властью. Картины, скульптуры, обстановка и прочие ценности по решению профкома(!) ситценабивной мануфактуры вчерашних российских магнатов было решено использовать как... поощрительный фонд для передовиков отобранного у них же производства. То есть, проще говоря, — всё раздавать революционным активистам: кому — стул, кому — канделябр, кому — картину голландского мастера. Но...
Слава Богу, не успели: из Наркомата просвещения в Серпухов прилетел строжайший приказ: «Имущество Мараевых не трогать ввиду его огромной культурной ценности!» Эта бумажка с большой лиловой печатью стала и главной охранной грамотой богатейшей коллекции Мараевых, и основным документом нынешнего музея, часто называемого ценителями «Подмосковным Лувром»! Были, были в том Наркомате просвещения действительно просвещённые люди, им низкий поклон...
«От Айвазовского до Кандинского»
Нынешняя экспозиция расположилась в помещениях бывшего хоздвора, названного сегодня «Каретным сараем». Очевидно, когда-то в них стояли выездные экипажи купеческой семьи. Что-то вроде современного гаража вместе с диспетчерской...
Сегодня здесь — шикарная выставочная площадка федерального значения, способная принимать работы величайших мастеров из самых известных музеев России. На нынешней выставке, например, экспонируются работы из собраний Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея и ряда других региональных краеведческих собраний.
А какие имена! В 2023 году, например, первенцами «Каретного сарая» стали работы братьев Константина и Владимира Маковских: Буйное разнотравье красок! Переплетение эмоций! Сложная простота сюжетов! И восторженные отклики посетителей, оставленные в книге отзывов, возможно — внуков и правнуков тех самых активистов «ситценабивного профкома», к счастью, не успевших раздать в неведомые руки огромную часть всероссийского культурного наследия...
На нынешней же выставке бушует море! Причём в прямом смысле этого определения: конечно, великий и неукротимый Иван Айвазовский. Безусловно, лирический Алексей Боголюбов. Естественно, брызжущий цветом и светом Константин Коровин. Грустный от собственной гениальности Исаак Левитан. Вечно спорящий сам с собой Василий Кандинский...
Устроители экспозиции не побоялись и определённого модернистского эксперимента: рядом с полотнами великих вполне гармонично смотрелись и работы сегодня несколько затерявшихся в массовой памяти, но, безусловно, — талантливых художников: Машкова, Орловского, Судковского, Дубовского. Про одного из них, Руфина Судковского, даже сам Айвазовский в кругу близких однажды уважительно сказал, что тот «...превзошёл меня в умении писать море!». Одна эта фраза стоит иных многостраничных опусов скучных академических критиков...
Под шум прибоя.
Заканчиваю этот блиц-обзор действительно прекрасной выставки строками тоже из Иосифа Бродского:
Когда так много позади
Всего, в особенности — горя,
Поддержки чьей-нибудь не жди,
Сядь в поезд, высадись у моря...
Собственно, я так и сделал, высадившись вместе со своей спутницей, креативным медийным модератором Марией Матвеевой аккурат подле «Каретного сарая», ставшего сегодня для россиян самым настоящим не только морем, но и океаном авторского великолепия и истинного художественного вкуса.
На выходе с выставки учтивая служительница, узнав, что мы журналисты, попросила написать «что-нибудь» в книге отзывов. Хорошенькое дело: «что-нибудь» о такой выставке... Задумались. Совместными горстями наскребли в единую фразу только что пережитые впечатления. От себя добавил уже личного, как бывший профессиональный моряк, повидавший и моря, и океаны, аттестованный выпускник средней художественной школы и, к счастью, не инфицированный политикой поклонник нашей высокой культуры.
Написали: «В русском языке очень много превосходных слов, но и их не хватит, чтобы выразить весь восторг от чудной экспозиции под названием «Море великих». А потому уверяем и подтверждаем: эмоций от увиденного — тоже просто МОРЕ! Это правда. Спасибо...»