С 1 октября 2026 года совокупный платеж граждан за коммунальные услуги в среднем по России вырастет на 9,6%. Это выше ожидаемого уровня инфляции, говорится в прогнозе социально-экономического развития страны, представленном правительством. Тарифное регулирование остается непрозрачным, оценить обоснованность цифр затрудняются даже эксперты. При этом повышение сборов не обещает активной модернизации ЖКХ: из-за проблем с инвестициями речь может идти о точечных улучшениях, латании дыр и поддержании работоспособности системы.
Ежегодно на федеральном уровне с учетом запросов энергетиков и других производителей ресурсов утверждаются среднероссийские параметры индексации тарифов. Потом (в ноябре) правительство определяет предельно допустимое отклонение от среднероссийского индекса платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) по каждому субъекту РФ и предельно допустимые отклонения от регионального индекса в муниципалитетах.
В 2024 году величина предельных индексов варьировалась по регионам от плюс 4% к федеральному до плюс 15%, в 2025-м – от плюс 8,6% (в Амурской области) до плюс 21,1% (в Пермском крае). Тарифы на ЖКУ устанавливают власти субъектов РФ с учетом всех этих планок. Детали расчетов не публикуются.
Контролировать достоверность и экономическую обоснованность расходов, которые учитываются при формировании тарифов, должна Федеральная антимонопольная служба (). Сообщалось, что к сентябрю 2025 года по итогам проверок, активизировавшихся после июльского повышения тарифов, ФАС выдала 94 предписания об устранении выявленных нарушений, в результате отдельные платежи в ряде мест (например, в Ленинградской и Новосибирской областях, Хакасии, Республике Алтай, Алтайском крае) снизились на 5–20%.
[embed]https://profile.ru/society/tarifnyj-plan-za-kapremont-pridet...[/embed]
«Сфера тарифного регулирования в ЖКХ находится между Минэкономразвития, Минстроем, Минэнерго и ФАС, и при этом является полномочием регионов. Одни отвечают за прогноз, другие – за тариф, третьи – за состояние системы, четвертые всех контролируют. За комплексный результат не отвечает никто», – сказал «Профилю» глава думского комитета по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов (ЕР).
Единой «отрасли ЖКХ» не существует, «каждый сам за себя: электрики, энергетики работают по своим правилам, газовики по своим; система очень сложная и непрозрачная», согласен политолог, член экспертного совета при этом комитете Павел Склянчук.
Вместе с проектом бюджета на 2026–2028 годы в Госдуму был внесен подготовленный прогноз социально-экономического развития страны. В нем говорится об уровне индексации регулируемых государством тарифов «сверх прогнозной инфляции».
Прошлой осенью, когда принимали бюджет, правительство исходило из того, что цены в 2025-м вырастут на 4,5% декабрь к декабрю, в 2026 и 2027 годах планировался выход на заветную цель – 4%. По факту в этом году ожидается 6,8% (декабрь к декабрю), но на 2026–2028 годы снова предполагаются те же 4%.
Счетная палата (СП) обращает внимание, что 4% назвать прогнозом нельзя – это лишь некий целевой показатель, «не зависящий от текущей ситуации». Ожидаемый Минэкономразвития существенный рост цен на услуги связан в том числе с удорожанием ЖКУ на 25,6% за три года, что, по мнению аудиторов, «является фактором риска для снижения инфляции до 4% к концу 2026 года» и сохранения ее на этом уровне в последующие годы.
В 2026-м платежка вырастет в цене с 1 октября, в 2027–2028 годах предусмотрен возврат к индексации тарифов с 1 июля. Объяснений, почему в следующем году понадобилось сдвигать это нерадостное для россиян событие, в документе нет. Но всё ясно без слов: в сентябре 2026 года в России должны пройти выборы в Госдуму, а ЖКХ – тема очень политизированная.
[embed]https://profile.ru/society/uslugi-zhkh-podorozhajut-no-nadez...[/embed]
Итак, в газоснабжении регулируемые тарифы и цены поднимутся для всех категорий потребителей на 3% сверх прогнозной инфляции ради обеспечения надежности поставок, продолжения реализации программ социальной газификации и соединения новых регионов с Единой системой газоснабжения РФ.
В электроэнергетике тарифы будут расти из-за роста цен на газ, к тому же нужно строить и реконструировать магистральные объекты электросетевого хозяйства для развития Московской энергосистемы и системы накопления электроэнергии на юге России. Ожидаемый темп роста конечной цены электроэнергии для населения в 2026 году составит 10,9%, в 2027-м – 7,6%, в 2028-м – 8,6%. Это без учета возможных «индивидуальных решений» правительства, принимаемых для устранения локальных дисбалансов, а также решений ФАС о согласовании заявок регионов об установлении тарифов выше предельных уровней.
Совокупный платеж граждан за теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение (канализацию) вырастет в 2026 году в среднем на 9,9%, в 2027-м – на 8,7%, в 2028-м – на 7,1%. Причины – рост тарифов в газоснабжении и в электроэнергетике. А еще в ближайшие три года в тарифы на тепло, воду и канализацию заложено 1,5% целевой дополнительной выручки – «для реализации инвестиционных программ по модернизации коммунальной инфраструктуры».
С учетом всего вышесказанного совокупный платеж граждан за коммунальные услуги (газ, электричество, тепло- и водоснабжение, водоотведение и обращение с твердыми коммунальными отходами) в среднем по России в следующем году увеличится на 9,6% (в 2027 году – на 7,8%, в 2028-м – на 7%).
Средние предельные индексы – это как «все яйца в одной корзине», объясняет Склянчук: если энергетикам, региональным операторам по вывозу мусора или водоканалам нужно тариф увеличить выше индекса и региональные власти согласовали это с ФАС, значит, у остальных тариф будет расти меньшими темпами.
В отдельных муниципалитетах, предупреждает прогноз, индексация сможет превысить региональный индекс более чем на величину установленного правительством предельного отклонения – «на основании предложений глав регионов». Это возможно, в частности, для реализации инвестиционных программ, соблюдения долгосрочных условий в рамках концессионных соглашений, реализации программ комплексного развития территорий.
В заключении думского комитета по защите конкуренции на проект бюджета говорится о целесообразности сделать приоритетом государственной тарифной политики «поиск тарифных решений, ограничивающих темпы роста цен на услуги естественных монополий уровнем инфляции». Но ресурсоснабжающие организации (поставщики света, газа, тепла и воды в дома) против такого подхода: и без того острая проблема недостатка инвестиций обострилась бы еще больше.
Эксперт отраслевого журнала Teplovichok Станислав Шубин считает, что сопоставление динамики цен на услуги или товары с инфляцией должно лежать в основе принятия государственных решений о необходимости и требуемой величине поддержки незащищенных слоев населения, «но никак не о том, являются ли цены или тарифы на ЖКУ обоснованными».
По правилам в тарифы должна быть включена инвестиционная составляющая, напоминает Шубин. Но с начала применения в качестве общего ограничителя роста цен на ЖКУ индекса платы граждан стало практически невозможным учесть в тарифе потребности ресурсоснабжающих организаций в средствах на надлежащую эксплуатацию и развитие, если это приведет к превышению установленного предела, объяснил эксперт «Профилю». Результат – нарастающее старение коммунальной инфраструктуры. «Это обернется серьезными авариями и значительными инвестициями в будущем, на порядок превышающими затраты на планомерное финансирование», – предупреждает он.
[embed]https://profile.ru/society/chem-obuslovlen-rost-vznosov-na-k...[/embed]
Реформа тарифного регулирования давно назрела, с 2015 года (тогда впервые были установлены предельные индексы. – «Профиль») «имеет место, по сути, заморозка тарифов», говорил в сентябре исполнительный директор ассоциации предприятий сферы ЖКХ «» Марк Геллер («Опора России»). Сейчас, «когда волатильность зашкаливает», нужны, с одной стороны, «нормальная рыночная экономика тарифов, отражающая реальную, а не политически ангажированную стоимость ресурса», с другой – прозрачность учета, возможность экономить на потреблении и адресные государственные субсидии тем, кто не может себе позволить оплатить полную стоимость услуги, считает он.
Предельную долю стоимости услуг ЖКХ на семью определяет правительство. Базовая норма по стране – не более 22% дохода, если платишь больше, можно обращаться за субсидией. Регионы вправе понизить порог на своей территории, они же финансируют эту льготу.
«Тарифное регулирование – часть большой цепочки, главными звеньями которой является не столько модернизация дырявых труб и котельных, сколько налаживание правоотношений между ресурсоснабжающими, генерирующими, управляющими компаниями, собственниками жилья, коммерческими потребителями и властью», – говорит Сергей Пахомов. По его словам, в Госдуме как раз на этом и сосредоточены.
«Нужны тотальная инвентаризация имущества ресурсоснабжающих организаций и энергосбережение. У нас есть случаи, когда более 50% имущества предприятий ЖКХ бесхозяйные. Банальная постановка на учет, оценка степени износа и подготовка грамотной программы модернизации на базе всей этой информации снимут половину вопросов и проблем, что позволит более рационально подойти к процессу и модернизации, и формирования тарифа», – полагает Пахомов.
Пока в тарифах инвестиционная составляющая просматривается слабо, а от потраченных на модернизацию коммунальной инфраструктуры из федерального бюджета в 2022–2025 годах 424 млрд рублей есть лишь «точечный эффект для регионов по конкретным объектам, не более», говорит Пахомов.
Из оперативного доклада Счетной палаты об исполнении федерального бюджета за январь–июнь 2025 года следует, что наименьший уровень исполнения показателя сводной росписи с изменениями сложился в том числе по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» – 30,7%. К сентябрю ситуация не изменилась. А в заключении СП на проект бюджета говорится, что при росте расходов на ЖКХ в абсолютном выражении ежегодно снижается их доля и в ВВП (с 0,8% в 2026 году до 0,5% в 2028-м), и в общем объеме расходов (с 4,5 % в 2026 году до 2,9 % в 2028-м).
С 2015 года основной формой функционирования ЖКХ стали концессионные соглашения региональных или муниципальных властей с частными компаниями или МГУПами. По идее, концессионер должен инвестировать в развитие объекта, иногда при условии софинансирования из регионального или муниципального бюджета.
[embed]https://profile.ru/society/kto-zaplatit-za-musor-v-rossii-go...[/embed]
Глава Минстроя Ирек Файзуллин говорил в Госдуме, что с Минэкономразвития и Минфином сейчас обсуждается вопрос о возможности в некоторых случаях использовать средства из федерального бюджета для поддержки концессий.
В этом году основания для корректировки условий концессионных соглашений были расширены: таковыми признаны изменение цен на стройматериалы и оборудование, увеличение МРОТ, утверждение региональных комплексных планов модернизации коммунальной инфраструктуры. Это обеспечит учет изменений рыночной конъюнктуры при тарифном регулировании, рассказал глава ФАС Максим Шаскольский.
«Невозможно планировать что-либо ни бизнесу, ни МГУПам, потому что тарифы утверждаются, по сути, на год. При ежегодном планировании у нас всегда ЖКХ будет в сложных условиях, какими бы мы федеральными деньгами ни завалили этот сектор», – отмечала в Госдуме аудитор СП Наталья Трунова. Предельные индексы роста тарифов утверждаются на трехлетку, но каждый год пересматриваются.
В думском комитете по строительству и ЖКХ надеются, что в случае поступления дополнительных доходов в следующем году можно будет увеличить финансирование программы модернизации коммунальной инфраструктуры в регионах.
О полномасштабной реформе системы ЖКХ и тарифного регулирования как ее части говорится давно. Но пока дальше точечной настройки дело не идет. «Думаю, в ближайшее время будет продолжаться в таком виде. Логика в том, что всё работает, критичных повышений тарифов не происходит, аварий масштабных нет. Народ недоволен, конечно, но в социальный кризис это не перерастает – есть адресные субсидии», – резюмирует Павел Склянчук.