Материал опубликован в №3 печатной версии газеты «Культура» от 27 марта 2025 года.
Этой весной зрителям предлагают совершить путешествие на Восток, а также проследить, как классика прорастает в современности.
1. «ПАРАД/В БУДУЩЕМ»
Санкт-Петербург, Государственный музейно-выставочный центр «РОСФОТО». До 27 апреля
ЦВК Béton прошлым летом показывал выставку китайского фотохудожника Алмонда Чу в Москве, а теперь совместно с ГМВЦ «РОСФОТО» представил проект в Петербурге. Правда, у нынешнего показа есть и грустный подтекст: выставка посвящена памяти ее куратора Андрея Мартынова, известного специалиста по китайскому, корейскому и японскому искусству и бывшего директора Московской биеннале современного искусства. Его неожиданная кончина в декабре прошлого года для многих стала шоком, ведь Андрей был полон творческих планов. И поддержка его выставок, показ их в других городах — один из немногих способов воздать ему должное.
Алмонд Чу, уроженец Гонконга, представил на суд российских зрителей две серии работ. В первой — «Парад» — есть кадры, сделанные в Москве и Петербурге. Правда, документальность в них не так важна: при помощи фоторедактора художник заполняет пространство фигурками-автопортретами, застывшими перед масштабными зданиями — будь то стеклянные небоскребы или сталинские высотки. Сам Чу предстает в разных образах: как турист с зонтиком, военный или офисный клерк. Эти работы завораживают своим ритмом, а также отражают впечатление автора от разных городов и стран. Вторая серия, «В будущем», сочетает технологии платиновой печати — изобретенной еще в XIX веке — с постапокалиптическими видениями, правда, от них почему-то совсем не страшно и не тревожно.
2. «ТАНЕЦ XX ВЕКА. МАТИСС, МАЛЕВИЧ, ДЯГИЛЕВ, КАНДИНСКИЙ И ДРУГИЕ»
Москва, Еврейский музей и центр толерантности. С 11 апреля по 3 августа
Двадцатый век, как известно, кардинально изменил искусство и разделил его историю на «до» и «после». Это касается прежде всего живописи, куда ворвалась беспредметность, покончив с представлением о картине как об «отражении» реальности. Оказалось, что изображение может жить по своим законам, и этой темой не на шутку увлеклись художники-авангардисты, в том числе Кандинский и Малевич. Не меньше открытий случилось и в танце, причем в нашей стране его судьба складывалась причудливо и драматично: от дягилевских «Русских сезонов», навсегда изменивших лицо классического танца, до ренессанса балетного искусства в новом «имперском» ключе. Однако самые радикальные открытия рождались на стыке этих двух искусств — изобразительного и танцевального. Выставка в Еврейском музее и центре толерантности, партнером которого выступает Большой театр (куратор — Мария Гадас), обещает рассказать об этих пересечениях, а также о ключевых событиях танцевальной истории: от экспериментов 1920–1930-х и «босоножки» Айседоры Дункан до достижений современной хореографии.
3. «ИЗЫСКАННАЯ ТРАПЕЗА. ИСТОРИЯ ЕДЫ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ»
Москва, Музеи Московского Кремля. С 11 апреля по 17 августа
О китайских гастрономических традициях нам известно не так уж много. Хотя Россия обязана Китаю как минимум любовью к чаю, который завезли к нам в XVII веке. Выставка в Музеях Московского Кремля обещает подробно рассказать о застольной культуре Поднебесной: от сакральных аспектов до бытовых. Проект пройдет в рамках «перекрестных» Годов культуры России — Китая 2024–2025 и станет ответом на выставку «Русское застолье: традиционная еда, напитки и искусство сервировки. Из собрания Музеев Московского Кремля», недавно показанную в Пекине. В Москву обещают привезти 145 экспонатов из собрания Национального музея Китая. Зрители смогут узнать не только о чайной церемонии, но и о традициях вкушения вина, а также о ритуалах, которыми сопровождается прием пищи. И, конечно, получат шанс полюбоваться изысканной посудой, придающей трапезе особое эстетическое наслаждение: от блестящих лаков до тончайшего фарфора.
4. «ПУТЬ НА ВОСТОК. РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»
Москва, Государственная Третьяковская галерея. С 17 апреля по 28 сентября
В советское время Центральная Азия стала своего рода Меккой для отечественных художников. Одни ехали сюда за экзотикой, устав от ровных приглушенных красок средней полосы. Другие — потому что на периферии дышалось чуть свободнее. И, конечно, многими двигал искренний интерес к местной культуре и людям, а также желание сбросить с себя «бремя белого человека» и стать по-настоящему своим. Третьяковская галерея планирует впервые максимально полно показать произведения из своей коллекции, ознаменовавшие этот разворот на Восток. Некоторые имена зрителям хорошо знакомы — например, «голуборозовец» Павел Кузнецов, который как художник обрел в Средней Азии второе дыхание. Или уроженец Ферганы Александр Волков, автор знаменитой «Гранатовой чайханы», а также многих других картин, отразивших его пламенную влюбленность в Восток. Но о некоторых авторах зрители, скорее всего, услышат впервые. Например, о скульпторе Беатрисе Сандомирской, последовательнице Конёнкова: в историю она вошла как автор первого памятника, установленного в Москве по ленинскому плану монументальной пропаганды. Впрочем, ее творение — четырехметровое изваяние Робеспьера — простояло всего три дня. В целом, судьба Сандомирской сложилась не самым счастливым образом. Она увлекалась конструктивизмом, создавала скульптуры из дерева, и эти интересы плохо вписывались в официальную линию. А еще руководила художественными мастерскими в Самарканде и Бухаре, общалась с Усто Мумином, ездила в Армению, Грузию, Азербайджан и навсегда сохранила в сердце любовь к Востоку.
5. «ТРАНСКОДИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ»
Москва, Фонд культуры «Екатерина». До 18 мая
Ольга Тобрелутс — легендарная фигура нового российского искусства: того, что на рубеже 80–90-х вышло из живописных сквотов, ставших приютом для многих ключевых фигур арт-подполья. В отличие от предшествующих поколений неофициальных художников, варившихся в собственном соку, «молодежь» вдохновлялась западными практиками: от видеоарта до клубной культуры. При этом некоторые из них — в том числе Тобрелутс и ее единомышленники по Новой академии изящных искусств Тимура Новикова — преклонялись перед классикой и не забывали о категориях эстетики. И поэтому оказались в оппозиции к большей части нового российского художественного истеблишмента. Ольга Тобрелутс при этом двигалась по собственной орбите, будь то ее видеоарт или живопись, отсылающая к античной мифологии. Московская выставка представляет собой ретроспективу творчества художницы за последние 15 лет и включает в себя в том числе серию «Транскодированные структуры», созданную при помощи цифровых технологий и показанную в 2019 году на Венецианской биеннале.
6. «ПОЧЕМУ, ПОЧЕМУ Я ЛУЧШЕ ВСЕХ? ХАРМС И КОМПАНИЯ»
Санкт-Петербург, KGallery. С 5 апреля по 6 июля
В этом году отмечается 120 лет со дня рождения Даниила Хармса. К этой дате петербургская KGallery готовит подарок поклонникам легендарного обэриута: выставка, в название которой вынесено крылатое выражение самого Хармса, представит работы из музеев и частных коллекций Москвы и Петербурга. В том числе вещи из собрания издательства «Вита Нова», владеющего крупнейшей в мире частной коллекцией мемориальных предметов, связанных с поэтом и его окружением. Обещают показать не только артефакты, отсылающие к самому Хармсу — вроде его цилиндра и фисгармонии, — но и произведения друзей и современников: от Казимира Малевича до Алисы Порет. Судьба многих из них, как известно, сложилась трагически. Например, обэриуты, появившиеся на излете раннесоветского культурного расцвета, так и не смогли вписаться в новые реалии. Хармс, в частности, пытался уйти в детскую литературу, но в итоге все равно оказался изгнанником в собственной стране. Авторы концептуального оформления выставки — театральные художники Эмиль Капелюш и Яна Глушанок, блистательно оформившие выставку Александра Лабаса «Невесомость» в музее «Новый Иерусалим», — отталкивались именно от этой темы. Хочется надеяться, что им удастся также подчеркнуть поэтику гротеска и абсурда творчества Хармса, заявлявшего: «То, что другим дается с трудом, мне дается с легкостью! Я даже летать умею. Но об этом рассказывать не буду, потому что все равно никто не поверит».
7. «СФУМАТО»
Нижний Новгород, Нижегородский государственный художественный музей. До 13 апреля
Персональная выставка Юрия Купера, проходящая в выставочном Пакгаузе, представляет более 40 произведений: живопись, графику, скульптуру, коллажи. Надо сказать, Купер — художник особого склада: с одной стороны, он принадлежит современному искусству и успешно работает не только в рамках живописи и скульптуры, но также создает оформление для театральных постановок. С другой, он мало похож на большинство современных художников: в его работах, нарочито «бедных», выполненных в духе арте повера, важное место отводится категории эстетического — то есть красоте. И это понятие Купер совсем не считает устаревшим. Простые вещи — будь то обыкновенные кисти или стулья — на его картинах предстают эмблемами красоты, мимо которой мы часто проходим, не обращая внимания. А окутывающая их голубоватая дымка — то самое «сфумато», давшее название выставке, — отсылает к работам великих мастеров от Леонардо да Винчи до импрессионистов. И заодно размывает грань между абстрактным и фигуративным искусством, приглашая зрителей к размышлению.
8. «ВАЛЕРИЙ ЮРЛОВ. ОПЫТЫ УМОЗРЕНИЯ»
Москва, Новая Третьяковка. До 25 мая
Валерий Юрлов — один из старейших художников-нонконформистов: шутка ли, целых 92 года. При этом он по-прежнему в хорошей творческой форме и продолжает активно работать. К персональной выставке в Новой Третьяковке Валерий Юрлов готовился серьезно и взял на себя создание экспозиции. Развеска получилась непривычно плотной, зато мастеру удалось подчеркнуть неочевидные сближения работ разных лет — ведь кто, если не автор, лучше знает собственное творчество. Внимательный зритель может убедиться, что Юрлов — сложный художник, несмотря на простоту форм, которыми он оперирует: круг, треугольник, квадрат. Ему интересно размышлять — в том числе о знаках, что отсылает публику к гуманитарным дискуссиям 60–70-х. И все же это не холодный разум философа, а теплый взгляд художника, пытающегося интуитивистским образом, на свой манер разгадать законы бытия.
На фотографиях: Свиток "Осенний банкет в Оленьем зале" Эпоха Мин (1368-1644), фото: Национальный музей Китая/предоставлено Музеями Московского Кремля; С.М. Карпов Кузнецы. Самарканд. 1925г., предоставлено пресс-службой Государственной Третьяковской галереи.