Связь от четырех до шести: почему технологии 5G оказались менее востребованы, чем ожидалось

ПРОФИЛЬ 2 дней назад 20
Preview

Сегмент телекома – передачи данных с использованием коммуникационных технологий – к 2025 году оказался в несколько странном положении. С одной стороны, он достаточно стабилен: связь нужна всем, и количество подключений в мире растет. С другой – провайдеры столкнулись с тем, что сотовая связь пятого поколения (5G) оказалась далеко не столь востребованной, как рисовали прогнозы конца 2010-х. А тут еще на горизонте появилась 6G, с которой и вовсе нет ясности. Особенно в контексте развития генеративного ИИ – для него тоже нужна будет стабильная телеком-связь, но и это не точно.

По данным агрегатора Statista, в последние 15 лет общее количество подключений к интернету по мобильной связи ежегодно росло и в 2024-м составило более 7,7 млрд – чуть меньше, чем число жителей Земли. Свыше 2,2 млрд – 5G-подключения, и здесь безоговорочно лидирует Азиатско-Тихоокеанский регион. В Китае связь пятого поколения составляет уже 77,1% сотовой инфраструктуры, подсчитали аналитики Ookla, в Индии – 51,1%, в Сингапуре – 37,5%. Речь о модели развертывания 5G Standalone (SA), то есть оборудовании без поддержки предыдущих поколений.

Тем не менее телеком-операторы, скорее, разочарованы в технологии. За предыдущие 7–8 лет они инвестировали десятки, если не сотни миллиардов долларов в развитие инфраструктуры нового поколения. Но оказалось, что задач под нее не так уж и много.

«Сразу строить «ковровое покрытие» 5G, как показывает мировая практика, в большинстве случаев инвестиционно емкая и малоокупаемая история, – объясняет Алексей Маслянкин, директор департамента сети радиодоступа МТС. – Поэтому разумнее запускать первые коммерческие сети 5G там, где есть большое потребление трафика, а также реальный запрос на цифровые решения, завязанные на скоростные мобильные сети. Это могут быть торговые и бизнес-центры в больших городах, промышленные предприятия, крупные транспортные и логистические узлы». К словам эксперта стоит добавить, что даже в таких случаях уровня связи LTE (принятый в итоге стандарт 4G) бывает достаточно.

Изначально 5G должен был стать инфраструктурой для девайсов нового поколения: очков виртуальной и дополненной реальности (VR/AR), беспилотных автомобилей и воздушных дронов, устройств для удаленных телемедицинских операций. Но дальше пилотных проектов дело не пошло – ни одна из технологий до сих пор не стала действительно массовой. В отличие от генеративного искусственного интеллекта (ИИ).

Вопреки ожиданиям генеративный ИИ требует не так уж много трафика по сравнению, например, со стандартным просмотром видеороликов, обменом сообщениями и файлами в соцсетях. Большая часть ИИ-моделей сегодня работает с текстом и картинками, то есть по умолчанию с небольшими объемами данных. С их передачей справится даже третье поколение связи (3G), не говоря уже о 4G.

Поэтому в контексте ИИ – если говорить о потребительском или даже бизнес-сегменте – 5G может быть интересен исключительно с точки зрения снижения задержек в получении информации. Именно за скорость, а не за увеличение объема данных на единицу времени пользователи готовы платить дополнительные деньги, утверждают аналитики компании Deloitte.

Но разработчики создают все больше вариантов ИИ, способных работать локально на компьютере или даже смартфоне, попросту убирая вопрос скорости передачи данных. Это «урезанные» версии полноценных языковых моделей, таких как GPT, Llama и других. Некоторые вендоры пытаются сделать из них сервис с большим (Google Gemini) или меньшим (Apple Siri, выход которой официально отложен) успехом.

Для кого действительно критичны и объемы, и скорость передачи данных, это для компаний, владеющих гигантскими дата-центрами, или ЦОДами (центрами обработки данных), то есть прежде всего для ИТ-корпораций. Однако и здесь телеком оказывается не у дел.

Корпорации в основном самостоятельно обеспечивают себя связью, говорится в исследовании Deloitte, прибегая к услугам провайдеров 5G-сетей или операторов широкополосного доступа только при отсутствии иного выбора. Телеком-поддержка им нужна, только если ЦОДы расположены на другом конце страны или вовсе на другом континенте (что не редкость). Но такого объема заказов явно не хватит, чтобы убедить инвесторов телеком-рынка вкладывать дополнительные миллиарды долларов в инфраструктуру следующего поколения.

К слову, о новом поколении связи: оно по-прежнему в стадии разработки. Сейчас индустрия находится аккурат на полпути от 5G (начали внедрять в 2018 году) к 6G (его внедрение по-прежнему планируется на 2030-й). Предполагается, что технология шестого поколения будет использовать более высокие частоты по сравнению с 4G, 5G и Wi-Fi, – должен быть задействован сверхбыстрый терагерцевый диапазон. Это позволит кратно увеличить скорость передачи больших объемов данных и снизить задержку в их получении.

При создании 6G инженеры будут также применять ИИ. Технология поможет оптимально выстроить архитектуру будущих сетей и автономно ими управлять на основе данных в режиме реального времени. Теоретически это повысит их эффективность. В рамках актуального поколения связи телеком-инженеры уже проводят некоторые эксперименты, но 6G станет первым, выстроенным с интеграцией ИИ на начальном этапе.

Сегодня говорить о внедрении 6G несколько преждевременно, объясняет Алексей Маслянкин: «В мире принятие стандартов для шестого поколения запланировано на 2030 год, и сейчас проводятся начальные исследования. Международный совет электросвязи только в конце прошлого года начал разработку международных стандартов для 6G. В России тоже ведется подготовка к проведению фундаментальных и прикладных исследований».

Пока телеком-индустрия решает вопрос стандартизации нового поколения, конкуренцию с ней развернула космическая промышленность. В первой половине 2020-х она обеспечила пользователям возможность высокоскоростного подключения к интернету из любых точек земного шара без привязки к наземной инфраструктуре. Это стало возможным благодаря низкоорбитальной спутниковой связи.

До последнего времени единственной компанией, которая сама и производит такие спутники, и выводит их на орбиту, была американская SpaceX. У нее на орбите уже более 7 тыс. аппаратов, что позволяет успешно транслировать высокоскоростной интернет в любую точку мира (там, где есть лицензия).

Параллельно разрабатывался британский проект OneWeb, но полноценно в действие он так и не введен. Сегодня аналогичные спутниковые системы в планах у нескольких государств. В частности, Китай с 2024-го развивает сразу два космических проекта для обеспечения интернет-связи – Guowang и Qianfan. Первые аппараты уже вышли на орбиту. Группировки должны состоять из 13 тыс. и 14 тыс. спутников соответственно и быть полностью развернуты в течение следующего десятилетия.

Есть подобные инициативы и в России. В рамках федерального проекта «Сфера» корпорация «Роскосмос» планировала в том числе развернуть ряд спутниковых группировок для обеспечения скоростного доступа к интернету. Сейчас, с кадровыми перестановками в руководстве, перспективы проекта неясны. А вот частная компания «Бюро 1440» уже запустила две тестовые группы по три спутника, за следующие два года планирует отправить на орбиту уже более двух сотен аппаратов и начать тестирование с реальными заказчиками.

В целом отечественный телеком развивается небыстро. Причиной тому усложнившиеся цепочки поставок и санкционное давление, которые привели к необходимости пересматривать приоритеты и делать особенный упор на импортозамещение.

5G по-прежнему не развернут массово, так как, по словам Алексея Маслянкина, пока не решен вопрос с предоставлением частотного спектра для коммерческих сетей на постоянной основе, что является основным препятствием для внедрения нового стандарта. Также предстоит создать необходимую регуляторику и разработать технические требования к организации сетей и оборудованию 5G.

Эксперт уточняет, что 5G-сети в России, согласно требованиям регулятора, должны строиться на отечественном оборудовании. Подготовкой к их производству на сегодняшний день занимаются «Иртея» (компания в периметре МТС) и «КНС групп» (бренд Yadro, который, как и «Бюро 1440», входит в «ИКС Холдинг»).

Как заявлял в конце 2024 года глава Минцифры Максут Шадаев, массовое производство отечественных базовых станций 4G и 5G-Ready (то есть готовых работать по стандарту пятого поколения) начнется в конце 2025-го. А практически полностью перейти на отечественное оборудование удастся к 2027 году.

Несмотря на трудности с 5G, следующее поколение связи в России также является предметом изучения. В сентябре прошлого года Максут Шадаев анонсировал начало в 2025-м научных исследований, связанных с разработкой стандартов 6G, в рамках нацпроекта «Экономика данных». В феврале ученые из Московского института электроники и математики НИУ ВШЭ уже показали некоторые результаты – работу системы передачи данных в субтерагерцевом диапазоне (который может соответствовать будущему 6G-стандарту).

Но перескочить сразу к шестому поколению, минуя пятое, не получится, подчеркивает Алексей Маслянкин: «Сети 6G будут эволюционным продолжением 5G – так же, как и 5G сейчас «вырастает» из действующего 4G. Поэтому сегодня для отрасли важнее решить вопросы, связанные с запуском коммерческих сетей пятого поколения. Чтобы заниматься 6G, нужно накопить экспертизу на примере реальных сетей 5G».

 

Читать в ПРОФИЛЬ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'