Суд в Москве поставил точку в резонансном деле 14-летнего Муслима Мурдиева. Это дело — не просто о подростковом хулиганстве, а о явлении, которое стало проверкой на прочность для всей правоохранительной системы.
Мурдиев приговорён к 1 году и 11 месяцам колонии. Его четверо подельников также получили реальные сроки от 1 года 11 месяцев до 3,5 лет.
Напомним, это не было обычным хулиганством. Подростки снимали видео, имевшие подтекст о том, как нацмены избивают русских в Москве, бравируя своей безнаказанностью.
Реакция на арест агрессивно настроенных молодых людей была несоизмерима с тяжестью обвинений. Глава Чечни Рамзан Кадыров в связи с этим делом публично заявил, что главы СК и МВД Бастрыкин и Колокольцев «сидят не на своих местах».
Подростка публично защищал уполномоченный по правам человека в Чечне Мансур Солтаев, который обратился к главе СПЧ Валерию Фадееву.
Тот, в свою очередь, попросил генерального прокурора Игоря Краснова взять дело под личный контроль.
Парадоксально, но именно сторона защиты, жалуясь на политизированность дела, сама же и вывела его на высший федеральный уровень, превратив уголовное дело в площадку для давления на силовиков.
Заявление Мансура Солтаева: «Мурдиев Муслим не виновен вообще ни в одном эпизоде… он оказался случайно на этом месте».
Мнение Zlawyers: заявление уполномоченного по правам человека в ЧР полностью опровергнуто решением суда по пяти эпизодам. Категоричное заявление омбудсмена теперь выглядит не как результат расследования, а как провалившийся элемент публичной кампании.
Решение суда можно считать довольно жёстким и нетипичным для российской правовой системы. Реальный срок в колонии для 15-летнего подростка по делу о хулиганстве — редкость. Часто подобные дела заканчиваются условными сроками или более мягкими мерами.
Тот факт, что суд назначил почти максимальный запрошенный прокурором срок, несмотря на беспрецедентное давление, говорит о многом. Это выглядит как принципиальный ответ правосудия: на демонстративную попытку доказать свою безнаказанность и поставить себя над законом система ответила демонстративной же неотвратимостью наказания, невзирая на возраст и статус заступников. Радостно.
P.S. Когда мы в прошлый раз писали, что вмешательство Генеральной прокуратуры и СПЧ поможет привести к правильному результату, многие раскритиковали нас за излишнее доверие к российской правовой системе. Как видно, наши оппоненты были неправы.