В 2025-м в России начнут внедрять новую модель оплаты труда бюджетников. Предлагаемые изменения призваны устранить недостатки и несправедливость действующей с 2007 года системы. Реформа стартует в пилотных регионах, потом опыт тиражируют на всю территорию страны.
Переход на новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы, включающей в себя учреждения здравоохранения, образования, соцобеспечения, культуры и науки, продиктован необходимостью устранить существующую дифференциацию зарплат. Реформа проводится в интересах почти 5,2 млн человек, из которых 600 тыс. относятся к федеральным бюджетникам и до 4,6 млн – к региональным.
Тестирование и тонкая настройка продлится в отдельных субъектах РФ два года, с таким расчетом, чтобы в дальнейшем можно было распространить проект на все регионы. Сроки определены в мае текущего года указом президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». В перечне целевых показателей и задач указано: «Утверждение в 2026 году новых систем оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций и внедрение таких систем с 2027 года в целях обеспечения роста доходов работников бюджетного сектора экономики».
О приоритетах страны глава государства напомнил в конце октября, выступая на XIII съезде Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Российская экономика должна стать экономикой высоких заработных плат, подчеркнул он. В этом ключ к повышению эффективности производств, модернизации предприятий и компаний, глубокому обновлению отраслей на современной технологической базе, созданию качественных рабочих мест. Все это в полной мере относится и к корпоративному сектору, и к бюджетной сфере.
[embed]https://profile.ru/economy/bjudzhetnaya-rospis-cposobny-li-r...[/embed]
«Со следующего года должно начаться внедрение новой модели оплаты труда бюджетников, включая работников здравоохранения, образования, науки и культуры. Сначала мы отработаем ее в рамках пилотных проектов в субъектах Федерации, а затем перед правительством стоит сложная и финансовоемкая задача – с 2027 года перевести оплату труда всех сотрудников бюджетной сферы на так называемые отраслевые системы», – заявил Владимир Путин.
Цель реформы – устранить огромный разрыв в зарплатах, существующий не только между субъектами РФ, но даже внутри учреждений и организаций. В бюджетном секторе социальной сферы зарплаты отличаются в несколько раз. Самые высокооплачиваемые научные сотрудники в 2023 году, по данным Росстата, получали более 147 тыс. руб. в месяц, преподаватели вузов – почти 125 тыс., врачи – 113,6 тыс. Скромнее были доходы у работников учреждений культуры (около 57,7 тыс. руб. в месяц), школьных учителей (55,6 тыс.), среднего медперсонала (54,6 тыс.), педагогов дошкольных учреждений (48 тыс.), младшего медперсонала и соцработников (47,5 тыс.).
На самом деле эта статистика не совсем точно отражает реальную ситуацию. В частности, в системе среднего образования разброс в зарплатах в прошлом году был более чем в пять раз: от 25,6 тыс. руб. в Ингушетии до 139,9 тыс. в Чукотском автономном округе. В Москве учитель зарабатывал 110 тыс. руб. в месяц, в Московской области – 71,2 тыс., в Калужской – 44,7 тыс., во Владимирской – 41,6 руб. В Санкт-Петербурге этот показатель был на уровне 74,5 тыс. руб., в расположенной рядом Псковской области – 34,1 тыс., в Татарстане – 45 тыс., в соседней Мордовии – 28,7 тыс., в Якутии – 81,4 тыс., в Забайкальском крае – 39,8 тыс.
Аналогичная картина наблюдается с оплатой труда врачей. По данным Минздрава, усредненный показатель по итогам прошлого года составил примерно 66 тыс. руб. При этом в Чукотском АО он был почти в два раза выше – 120,6 тыс. руб., тогда как в Калининградской области – почти 64 тыс., на Кубани – 66,7 тыс., в Забайкальском крае – 67,1 тыс.
По уровню оплаты труда социальных работников лидирует Ямало-Ненецкий автономный округ – 126,5 тыс. руб., в Тюменской области зарплаты вдвое ниже – 56,5 тыс. В Москве средняя зарплата соцработника в 2023 году превысила 97 тыс. руб., в Ивановской области составила всего 30,3 тыс., в Костромской – 34,2 тыс., в Брянской – 35,7 тыс., в Ставропольском крае – 32,3 тыс., в Ингушетии – 26,7 тыс.
В сфере культуры между некоторыми регионами возник чуть ли не трехкратный разрыв в зарплатах сотрудников библиотек. Так, ежемесячная зарплата в 2023 году в Москве составляла 100,2 тыс. руб. против 30–35 тыс. в Брянской, Ивановской, Костромской, Орловской, Тамбовской областях. В Чукотском автономном округе библиотекари получали почти 128 тыс. руб., тогда как их коллеги в Забайкальском крае – 37,7 тыс.
Труд ученых, по статистике, больше всего ценят в Магаданской области (зарплаты составили 185,7 тыс. руб.), Чукотском АО (178,8 тыс.), Белгородской области (164,1 тыс.) и в Москве (159,6 тыс.). При этом в Орловской области ученым платили 58,6 тыс. руб., в Самарской – 66,7 тыс., в Еврейской автономной области – 55,6 тыс., в Ингушетии – всего 34,1 тыс. руб.
Регионы с наибольшим разбросом зарплат в бюджетной сфере намерены сделать пилотными, чтобы проверить на практике новую систему оплаты труда. Еще один критерий для отбора – точное выполнение Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Этот документ ежегодно принимает Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, созданная в 2006-м, в состав которой входят представители правительства, общероссийских объединений профсоюзов и работодателей. К слову, Единые рекомендации были задуманы как раз для того, чтобы не допускать разрыва в зарплатах между регионами, однако во многих случаях остаются декларацией о намерениях.
Главная интрига готовящейся реформы в том, можно ли в принципе привести к единым стандартам сложившуюся систему оплаты труда бюджетников. В настоящее время она включает оклад по должности, премии, целый ряд доплат (за работу во вредных условиях труда, в ночное время, в выходные и праздничные дни). Еще при начислении зарплаты применяются районные коэффициенты, а где-то и северная надбавка.
Список пилотных регионов официально не опубликован. Кроме того, Минтруд до сих пор не раскрыл детали предложенных нововведений. Предварительно известно, что в 2025 году эксперимент ограничат учреждениями сферами образования и здравоохранения. Эксперты считают, что будет предложено ввести единую тарифную сетку, за основу расчета зарплат возьмут МРОТ, который умножат на коэффициенты сложности труда и коэффициенты экономического развития территорий. Эти коэффициенты будут регулярно, минимум раз в пять лет, пересматривать.
В результате труд врачей, педагогов, медсестер, соцработников и т. д. повсеместно станет оплачиваться достойно, следовательно, власти регионов не смогут переманивать друг у друга дефицитных специалистов, предлагая им более высокие зарплаты. Исключение текучки квалифицированных кадров – обязательное условие социально-экономического развития субъектов Федерации, достижения высокого качества жизни населения. Для этого и задумана реформа.