Кто на самом деле нагружает систему обязательного медицинского страхования (ОМС) — безработные россияне или недавно прибывшие мигранты? Этот вопрос всё чаще поднимается в общественных дискуссиях, особенно после недавнего выступления спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко.
Обращаясь к министру финансов Антону Силуанову, она заявила: «Пенсионеры, дети, инвалиды — это понятно. Но когда молодые, здоровые, трудоспособные люди нигде официально не работают, значит, они либо находятся в теневой экономике, либо просто не хотят трудиться и приносить пользу обществу. Тогда возникает вопрос: за счёт чего они живут? И почему медицинскую помощь получают за счёт работающих россиян?»
Матвиенко предложила обязать трудоспособных граждан без официального дохода самостоятельно оплачивать полис ОМС — по 45 тысяч рублей в год, как если бы за них платил работодатель. По её мнению, «любой здоровый человек может заработать такую сумму», а данная мера поможет «разгрузить региональные бюджеты медицинских учреждений» и «восстановить социальную справедливость».
На первый взгляд, такое предложение кажется логичным. Однако при более глубоком анализе возникает встречный вопрос: почему в центре обсуждения оказываются безработные россияне, в то время как другие категории граждан, активно использующие систему ОМС, остаются вне поля зрения?
Статистика показывает, что за последние годы значительно выросло число иностранных граждан и лиц, недавно получивших российское гражданство или оформивших разрешение на временное проживание (РВП) и вид на жительство (ВНЖ), которые получают полисы ОМС и пользуются бесплатной медицинской помощью — от профилактических осмотров до высокотехнологичной помощи. При этом многие из них ещё не успели внести вклад в налоговую систему страны через уплату налогов и страховых взносов. Медицинские учреждения обязаны оказывать им помощь наравне со всеми — за счёт тех же средств, которые формируются из взносов работающих россиян.
И здесь возникает справедливое недоумение: инициатива Матвиенко выглядит не столько как шаг к равенству, сколько как попытка переложить бремя кризиса в здравоохранении на самых уязвимых — тех, кто оказался без работы по объективным причинам.
Да, среди безработных есть те, кто мог бы работать, но не хочет. Однако есть и те, кто потерял работу из-за сокращений, закрытия предприятий или экономического спада; кто ухаживает за тяжелобольными родственниками; кто не может найти работу по специальности в депрессивном регионе. Разве их следует наказывать за системные проблемы?
В то же время мигранты из стран СНГ, получившие вид на жительство или гражданство, часто оформляют полисы ОМС сразу для всей семьи — включая супругов и детей, которые не платят никаких налоговых взносов в нашу казну, но при этом активно пользуются социальными гарантиями за счёт российского бюджета. Особенно ощутима нагрузка в регионах с высокой миграционной активностью, где поликлиники и больницы уже давно испытывают дефицит ресурсов. Если мы говорим о справедливости, давайте говорить честно и последовательно.
Прежде чем требовать 45 тысяч рублей в год с безработного россиянина, который, возможно, только вчера лишился работы, стоит ввести прозрачные и единые правила для всех, кто получает доступ к социальным гарантиям. Например, в большинстве развитых стран право на бесплатную медицину возникает только после определённого срока легального проживания и уплаты налогов. В России же достаточно оформить вид на жительство — и можно пользоваться всей системой ОМС, даже не работая ни дня.
Предлагаемое решение простое:
1. Ввести временный период ожидания (например, 5 лет легального проживания с официальным доходом) перед получением полного пакета социальных гарантий, таких как социальные выплаты, льготы на жильё и бесплатная медицина.
2. Либо обязать иностранных граждан и новоявленных россиян самостоятельно оплачивать базовую страховку до тех пор, пока они официально не трудоустроятся и не начнут регулярно платить налоги.
Иначе получается, что россияне, всю жизнь платившие взносы, вынуждены делить ограниченные медицинские ресурсы с теми, кто ещё не внёс в развитие страны ни копейки. Это подрывает саму идею солидарной системы здравоохранения.
И что делать людям предпенсионного возраста, кого сокращают по нашим временам или тех же молодых специалистов, которых с 12 сентября компании и предприятия могут первыми пустить под сокращение? Им Матвиенко также посоветует искать 45 тыс. рублей на ОМС?
Валентина Матвиенко права в одном: система ОМС действительно испытывает колоссальное давление. Но решать её проблемы за счёт только собственных граждан — несправедливо. Настоящая справедливость начинается с равных прав и равных обязанностей для всех, кто пользуется российскими социальными гарантиями и выплатами. Независимо от того живёшь ли ты в России на постоянной основе или только недавно приехал в страну. Но коренному населению государство должно обеспечивать достойную жизнь и социальные гарантии в первую очередь!
Дорогие друзья! Откройте для себя телеграм-канал «Социальная сфера РФ»!
Подписывайтесь и каждый день получайте самую свежую и актуальную информацию о политике, экономике, назначении пенсий, пособий, детских выплат, а также многое другое.
С нами вы всегда будете в курсе самых интересных российских новостей. Подписывайтесь на telegram-канал «Социальная сфера РФ», и вы не пропустите ничего важного.
Откройте удивительный мир футуролога, публициста, художника Августа Котляра.
Вас ждет многогранный взгляд на различные события происходящие в России и в мире.