«Слово «украинец» — не про этническое, а про географию»: историк Фёдор Гайда о разделённости русского мира

АРГУМЕНТЫ 2 часов назад 38
Preview

Специальная военная операция пробудила особый интерес нашей страны к собственной истории. Мы всматриваемся в прошлое снова и снова, замечая то, чего не замечали раньше. Об извечной разделённости русского мира, о несостоятельности украинских исторических мифов и о том, как Киев, будучи матерью городов русских, стал политическим центром проекта АнтиРоссия, рассказывает доктор исторических наук Фёдор ГАЙДА.

Как всё начиналось

- До советского эксперимента, как известно, русский народ был единым, или, как ещё говорили, триединым. В СССР три подгруппы русского этноса (великороссы, малороссы и белорусы) оказались превращены в три отдельные политические нации, что увенчалось появлением независимых государств в 1991 году. Однако приходится признать, что русские были так или иначе разделены госграницами на протяжении почти всей своей истории – начиная с феодальной раздробленности в XII веке.

- Даже и до раздробленности Русское государство не включало в себя нашу народность целиком. Киеву, нашей тогдашней столице, не подчинялся союз славянских племён, именовавшихся вятичами и говоривших на том же языке, что и Киевская Русь, – сегодня мы могли бы сказать, что за пределами государства находились туляки, орловцы, рязанцы. Да и Москва будет основана в земле вятичей (уже в эпоху раздробленности, в XII веке).

- Любопытно получается. Сейчас, огрубляя, восточная Русь присоединяет западную, а тогда было наоборот: русская государственность продвигалась из Киева на восток. Вбирала в себя вятичей.

- С одной стороны, про вятичей известно, что они отстаивали свою независимость. Путешествие через их землю считалось в Киевской Руси опасной затеей. С другой стороны, мы ничего не знаем про какие-либо крупные войны князей против вятичей, а это уже письменный период, и если бы были войны, этнические чистки, то мы бы знали. Ни археология об этом ничего не говорит, ни документы, ни предания. Этноязыковое сходство способствовало естественному вливанию вятичей в русские княжества (я неслучайно говорю «княжества», потому что единого Русского государства в то время, в XII веке, уже не было). С севера продвигались владимиро-суздальские князья, с юга – черниговские, они потихонечку ставили города в земле вятичей, и в результате эта территория оказалась под властью тех и других.

- Те, кто не желает считать украинцев и белорусов частью русского народа, утверждают, что украинцы произошли от полян, белорусы – от кривичей, а русские – от вятичей. То есть, мол, уже в самом начале этнического становления мы различались.

- Сводить происхождение русских к одним только вятичам, украинцев – к одним только полянам, а белорусов – к одним только кривичам – это совершенно неверно. Например, в числе племенных центров кривичей был не только Полоцк, но и Смоленск, и Псков, и вообще кривичи заняли огромное пространство Верхнего Поволжья, которое включало нынешнюю Ярославскую область и даже Вологодскую. К слову, в латышском языке Россия – это Кривия (а Белоруссия – это Балткривия).

Что касается происхождения украинцев от полян, то это скорее мифология украинской историографии. С полянами загвоздка: они известны по летописи, но плохо реконструируются археологически. Гораздо больше мы знаем, к примеру, о северянах (племенной союз, населявший в VIII-XI веках территорию современных Черниговской, Сумской, Брянской, Курской, Белгородской областей. – Прим. «АН»).

И великороссах, и в малороссах, и в белорусах понамешано много восточнославянских племён. Причём нужно понимать, что вятичи, кривичи, поляне – это уже не племена, а племенные союзы, то есть политические образования. Одни племена сбивались в один союз, другие – в другой и так далее, и связано это было зачастую просто с географией расселения (речные бассейны) – и никакого другого разделения между ними не было. Они говорили на одном языке, понимали друг друга, поклонялись в языческие времена одним и тем же богам, имели одну и ту же социальную структуру. Так что не стоит в этих веках искать различий между великороссами, малороссами и белорусами.

Разделение и воссоединение

- За раздробленностью последовали нашествия: с востока – монгольское, а с запада – литовское. Украинская идеология гласит, что восточная Русь, оказавшись под монголами, научилась у них жуткому деспотизму, а западная Русь, оказавшись под литовцами, шла верным путём.

- И вправду нередко можно услышать, что великороссы были под игом, а малороссы – нет. В действительности же ситуация XIII-XIV веков прекрасно известна. Владимиро-Суздальская Русь, ядро будущей Великороссии, сохраняет собственную княжескую власть, и политические процессы там протекают примерно те же, что и до этого. А в Киеве с XIII века княжеской власти нет, там сидит баскак, то есть установлено прямое монгольское управление. Словом, эта часть Руси изначально оказывается под игом в гораздо большей степени, чем северо-восточная часть. Соответственно, говорить, что будущая Великороссия испытала большее ордынское влияние, не приходится.

Затем, когда в XIV веке Киевщина оказывается под властью литовцев, они продолжают с этих земель платить Орде дань. Подчеркнём: дань платили не только князья будущей Великороссии, но и литовские князья тоже. В то же время, начиная со второй половины XIV века, и Москва, и Литва борются против Орды. То платят дань, то не платят. Так что никаких различий между Москвой и Литвой в этом смысле нет.

- Следующий этап для западной Руси – слияние Великого княжества Литовского и Королевства Польского в конфедерацию под названием Речь Посполитая в 1569 году.

- Это влечёт за собой принципиальные изменения. Киевщина передаётся от Литвы к Польше. Начинается колонизация – расселение большого количества поляков, венгров, немцев по пограничью, в районе Киева, для обороны границ от крымского хана, а затем – чтобы совладать с казачеством. В Киевщине появляются польские магнаты, вводится польское крепостное право – гораздо более жёсткое, чем русское. То есть крепостничество коснулось в большей степени Малороссии, чем Великороссии. А кроме того, польская корона дискриминировала православное население.

- Дискриминация русских православных людей Речью Посполитой привела к известнейшим событиям – восстанию Богдана Хмельницкого и, как следствие, вхождению Малороссии в состав Русского царства (1654 год). «АН» уже не раз писали (№ 816, № 898), что, хотя в советской историографии это подавалось как «воссоединение Украины с Россией», никакой украинской идентичности тогда не существовало и обе стороны воспринимали процесс как воссоединение русских с русскими. Впоследствии преемники Хмельницкого на посту гетмана Войска Запорожского предавали Россию, ища благ у поляков, на основании чего сегодня украинствующие заявляют: казаки-запорожцы сражались не за единство с русскими, а за независимость.

- Никто не вёл разговоров о независимости. Никакой возможности создать независимое государство у казаков не было, поскольку не было собственной династии. Государственность мыслилась исключительно как государственность монархическая, предполагала монарха, силу, которая была бы относительно независима по отношению к подданным, чтобы «разруливать» внутренние конфликты. Словом, командование Войска Запорожского считало нужным влиться в какое-нибудь государство на правах автономии: либо в Русское государство, либо в Речь Посполитую, либо стать вассалами турецкого султана по типу Крымского ханства.

И главное, почему в Войске Запорожском шли эти игры: стоял вопрос о привилегиях казачества и, что особенно важно, казацкой верхушки, казацкой старшины. Соответственно, борьба идёт за то, чтобы её привилегии где-то были признаны и усилены. Эту тенденцию мы видим на протяжении XVII и даже XVIII века, и закончится всё тем, что старшина при Екатерины II добьётся уравнения в правах с российским дворянством и введения крепостного права в отношении местного крестьянства – и будет совершенно счастлива. А Сечь будет ликвидирована, потому что старшине она уже не нужна.

Также мы видим, что в малороссийская элита активнейшим образом принимает участие в строительстве Российской империи. Разумовский, Безбородко, Кочубеи достигают самых верхов политического олимпа в Петербурге.

Украинники

- Так откуда же взялось название «Украина»? Украинствующие говорят, что оно означает не окраину, а родной край, примерно как «крайова» в польском языке.

- Первоначальное значение слова «украина» во всех славянских языках одно и то же – окраина, пограничье. Затем в ряде языков возникает второе значение – родной край, родная сторонка, то есть малая родина, отдалённая от некоего центра. В документах слово встречается с XII века, и всегда идёт речь о пограничьях: украина переяславская (пограничье с половцами), украина львовская (пограничье с поляками), украина псковская (пограничье с крестоносцами) и так далее. В XIV веке русские документы содержат слово «украинник» – это человек, живущий на пограничье.

Понятие «украинец» появляется в польских документах XVI века: под ним понимается население Киевщины, которое используется польской короной в качестве ополчения. Причём фиксируется, что украинцы воюют против… казаков. То есть казаки не включаются в понятие «украинцы». Забегая вперёд, отмечу: этот документ опубликовал в конце XIX века историк Грушевский (один из главных идеологов украинства. – Прим. «АН») – и именно поэтому он изначально очень не хотел употреблять слово «украинцы» применительно к малороссам, предпочитал слово «русины». Лишь позднее – под влиянием молодых людей, революционно настроенных, – Грушевский согласился использовать термин «украинцы» в качестве этнического названия.

- Если украин-окраин было много, то почему в итоге название закрепилось только за одной из них?

- Дело заключалось в том, насколько значима та или иная украина. Для поляков была особенно значима та, которая располагалась в Поднепровье. Когда там начинаются казацкие восстания, для поляков эта территория становится источником сплошной головной боли. И где-то на рубеже XVI-XVII веков они начинают говорить про неё не как про одну из украин, а как про Украину с большой буквы, чтобы сразу было ясно, о чём речь. Даже в начале XVII века в польских книгах употребляется, например, выражение «украины Африки» (отдалённые места Африки), а уже ближе к середине XVII века «Украина» для поляков – это конкретный регион.

В русском языке тоже возникает среди прочих украин самая важная, Украина с большой буквы… но не та. Речь об украине по Оке – самой беспокойной границе, где происходят постоянные набеги крымских татар. В XVI веке появляется русское понятие «украинцы»: это пограничные войска на Оке и далее от Оки на юг (отсюда же, кстати, фамилия Украинцевы). И по мере того как граница России сдвигается в южном направлении, сдвигается и эта Украина с большой буквы.

А затем, в XVII веке, изредка делаются попытки в русском и польском языках называть украинцами казачество, причём как поднепровское, так и донское. Во второй половине XVII века даже казацкая старшина начинает употреблять это термин применительно к казачеству, но очень эпизодически. И самое главное: никто никогда никакого этнического значения не имеет в виду. Слово «украинец» – это про географию и про особенности проживания. Украинцы – это вооружённые люди пограничья, то есть пограничники (ополченцы, казаки и, кстати говоря, дворяне).

- Идём дальше, во времена Российской империи. Гоголь не использовал слово «украинцы», так ведь?

- Да. И даже у Шевченко нигде нет слова «украинцы», хотя он использовал в стихах слово «Украина» (при этом в дневниках Шевченко пишет «Малороссия»). В целом же надо сказать, что название «Украина» в XVII веке используется русскими как неофициальный термин, тогда как официальным, высоким, литературным остаётся название Малороссия, а также иногда говорят «Украина Малороссийская». И уже в конце XVII века официальный термин начинает вытеснять неофициальный, всё чаще говорят «Малороссия». Слово «Украина» выходит из оборота, поскольку перестаёт быть актуальным: как только Малороссия интегрировалась в состав Российского государства, как только всё утряслось и устаканилось, как только не стало особых пограничных отрядов войск, то сразу отпала нужда в словах «Украина» и «украинцы».

Вновь популярным название «Украина» становится на рубеже XIX и XX веков, его употребляют даже представители правых партий, то есть противники какого-либо малороссийского сепаратизма. Говоря «Украина», они нигде не говорят «украинцы», поскольку речь идёт не о какой-то отдельной народности, а просто о регионе России, как Рязанщина или Сибирь. Слово «Украина» применительно к Малороссии используется как простонародное или, если угодно, сленговое – это как называть Санкт-Петербург Питером, никакого дополнительного смысла здесь нет. Ни политического, ни этнического.

Петлюровцы, большевики, майданцы

- Кто же придумал использовать слова «Украина» и «украинцы» в этническом, или псевдоэтническом, смысле?

Кирилло-Мефодиевское братство (тайная политическая организация, существовавшая в Киеве в 1846-1847 гг.; заметными её деятелями были Н. Костомаров, Т. Шевченко, Н. Гулак, В. Белозерский. – Прим. «АН»). Члены этого общества решили, что существует некая народность, отдельная от русской… и долгое время не знали, как её назвать. Сперва у них было понятие «южнорусы», но в итоге оно их не устроило. «Малороссы», «южнорусы», «русины», «руснаки» – во всех этих словах содержится корень «рус»/«рос», от которого участники организации хотели избавиться – и потому сочли подходящим название «украинцы». Притом местному населению это слово известно не было. Есть характерный пример из начала XX века, когда на обращение «братья-украинцы» последовал ответ: «Мы ничего не украли, какие мы украинцы?»

Сперва всё это было интеллектуальными играми интеллигенции, а серьёзную форму украинское движение приняло в начале XX века. В 1900 году несколько сотен местных интеллигентов, в том числе Петлюра, создали Революционную украинскую партию, а после Февральской революции 1917 года эти и подобные деятели сформировали Украинскую Центральную раду, председателем которой они выбрали главным Грушевского – зицпредседателя, доброго дедушку, свадебного генерала. Начинается резкий рост украинского движения, люди массово записываются в украинцы, потому что политически украинцы – это те, кто против участия Украины в Первой мировой войне. Война идёт между Россией и Германией, а Украина, мол, – это не Россия, а независимая территория, которая стремится к миру. При этом провозглашать независимость от России они не спешат.

- Почему не спешат?

- Они претендовали на Одессу как на главный торговый порт России, на Донбасс как на источник сырья, на Харьков как на промышленный центр, но не имели здесь никакого влияния. В этих городах им говорили: «Мы вас знать не знаем, пошли вон отсюда!» Поэтому рада тянула с провозглашением независимого государства, хотела потихонечку нарастить своё влияние на этих территориях и, таким образом, провозгласить независимость в гораздо более широких границах. Однако, когда начались переговоры в Бресте, рада провозгласила-таки независимость Украинской Народной Республики (УНР), потому что до участия в переговорах допускались делегации лишь от независимых государств. Закончилось провозглашение УНР тем, что вскоре в Киев вошли красные.

Ну а дальше – советская национальная политика. В борьбе за мировую революцию большевики провозглашают право наций на самоопределение. Им принципиально важно показать, что они, большевики, не какая-нибудь русская сила, что они борются не за интересы России, а за интересы мировой революции. И чем больше надумываешь наций, чем большую поддержку новорождённым нациям окажешь – тем лучше. Это ослабляет русское ядро, которое большевикам совершенно не нужно, потому что они строят всемирное государство (в Декларации об образовании СССР говорится про «объединение трудящихся всех стран в мировую Социалистическую Советскую Республику»). И если кто-то в Киеве говорит, что существует Украина, – прекрасно, говорят большевики, мы только за, вот вам Украинская ССР, где мы будем проводить правильную национальную политику и сделаем всех украинцами.

- Под конец хотелось бы вернуться в середину нашего разговора – к противостоянию Москвы и Великого княжества Литовского (ВКЛ), потому что просится аналогия с современностью. Полное название ВКЛ – Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское. Его населяли преимущественно русские православные люди, и долгое время оно являло собой альтернативный Москве центр притяжения русских земель. Но в итоге оно предало собственное русское население.

- Действительно, можно провести аналогию с сегодняшней Украиной. ВКЛ, будучи русским государством, со временем превратилось в государство антирусское. Аристократическая верхушка ВКЛ, отрекаясь от православия и русскости, включалась в польскую элиту и получала от неё дополнительные политические привилегии. Полонизация, окатоличивание и феодализация шли параллельно – это был по сути один и тот же процесс. Элита ВКЛ разменяла свою государственность на личную выгоду. В результате это государство, идя в Речь Посполитую, сдавая все свои позиции, отказываясь от русской идентичности и притесняя православных, – терпит историческое поражение.

Сегодня мы не утверждаем, что триединый русский народ обязательно должен проживать в границах одной-единственной страны. Мы говорим о другом: из части русского народа создан проект АнтиРоссия. Он выстроен на антирусских эмоциях и является цепным псом для НАТО в борьбе против нас. Вот в чём коренная проблема.

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Читать в АРГУМЕНТЫ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'