Слово, чуждое лжи: в Москве презентовали сборник стихов протоиерея Андрея Спиридонова

Культура 8 часов назад 6
Preview

Поэтический сборник о. Андрея (Спиридонова) «Глоток Отчизны», вышедший в Издательском доме Академии имени Н.Е.Жуковского, представили в конце апреля в литературном кафе «Встречи со Словом» московского Храма Благовещения Пресвятой Богородицы.

Заниматься стихотворчеством отцу Андрею в свое время настоятельно рекомендовал познакомившийся с его литературными опытами Анатолий Найман, «ахматовский сирота», эстет, интеллектуал, критик строгий и взыскательный. На то, чтобы сочетать в своей жизни служение Богу и поэзии, благословил проповедник, миссионер, настоятель Благовещенского храма в Петровском парке о. Димитрий Смирнов.

Далеко не всегда наша публика знает, что тот или иной служитель Церкви пишет хорошие стихи — для того, чтобы это стало предметом всеобщего интереса, подчас требуются обстоятельства «из ряда вон». Мы никогда бы не узнали, что святитель Филарет был дружен с рифмой и четырехстопным хореем, если бы владыка посредством стихотворных строк не общался на равных с великим Пушкиным. А о том, что о. Павел Флоренский некогда сочинил удивительную, экзотическую (похожую на «Мцыри») поэму «Оро», сегодня, вероятно, были бы в курсе лишь его потомки, если бы не 1937 год (поэма «Оро» — последнее произведение Флоренского, созданное им в заключении в Забайкалье и на Соловках. — «Культура»).

В наши дни широкими массами востребован (преимущественно) не тонкий лиризм, а толстый, грубый цинизм, чему изрядно поспособствовала безобразно-калейдоскопическая, неразборчивая, безжалостная, беспардонная интернет-среда. К тому же священник в области светской культуры сильно ограничен и в выборе тем, и в средствах их художественного раскрытия. Этика приходского батюшки имеет мало общего с нормами морали поэтов Серебряного и последующих веков. К примеру, православный иерей не станет вслед за Блоком воспевать «Прекрасную Даму», тем более — стихию бунта во главе с неустановленным персонажем «в белом венчике из роз». Тот, кто регулярно исповедует и причащает самых разных грешников, не будет вторить разудалым, пьяным или похмельным, откровениям всенародно любимого златокудрого Леля.

Было бы счастье пред новым посевом,

Ноги остались в весенней стерне —

Не под Москвой и не под Ржевом,

Можно сказать, что уже на Днепре.

В тех же степях под суровым Херсоном

Нет уж различья — то Крым или Рим —

Ветер разносит бегущим Нероном

Гектора порох, Ахиллеса дым.

Рима паденья не дивно от века,

Снова Вергилий берет автомат,

Чтоб сохранить в себе суть человека,

Рад он тому или вовсе не рад.

Там позабытый: под Курском, на Висле

Вечный блуждает в полях бэтээр,

Совесть умолкла, не время для мысли,

Рим это или СССР…

Эти похожие на куплеты суровой рок-баллады четверостишия отец Андрей написал в 2014 году, когда уже вовсю пылал Донбасс, однако с Днепра, Херсона и тем более Курска военных сводок в России никто не ждал.

Когда говорят, что настоящий поэт — пророк, мы обычно воспринимаем такие слова как очень лестную по отношению к автору поэтических строк метафору. Но если кому-то среди нас и дано предсказывать будущее, то это именно они — поэты и/или священники.

Военная тема в творчестве отца Андрея — одна из ключевых, и это закономерно хотя бы потому, что на вопрос «Хотят ли русские войны?», лучше, точней и честней православного батюшки никто не ответит.

Вчитаться в его стихи, вникнуть в их смысл бывает непросто — если вы не привычны к силлабо-тоническим (присущим скорей XIX столетию) инверсиям, не являетесь знатоком Священного Писания и античности, древней истории и классической философии. Но если вчитаетесь, вникнете — будете вознаграждены увлекательным путешествием (или, скорей, глубоким погружением) в мир особых, можно сказать, эзотерических знаний и смыслов.

Копья мерцание в ночи

Узреть не каждому дано,

Как огонек чужой свечи

Угаданный через окно,

Забудь, что значит тетивы

Еще вчера тугой изгиб,

Все стрелы сломаны твои,

Стрельцов отряд опять погиб.

Уходят в бой все старики,

Ведь не родили молодежь,

Пусть были хороши клинки

(Про это гимн еще споешь),

Пусть жало не целит змеи

И златом не сочится мед,

Знать, был и в этом житии

Всей правды собственный извод.

Это стихотворение не вошло в новую книгу о. Андрея, однако дает четкое представление о сложной, синтетической стилистике автора, который, с одной стороны, бесспорно чтит национальную классику, с другой, не гнушается аллюзиями-реминисценциями, отсылающими к популярной советской культуре («В бой идут одни старики»).

Сам сборник называется просто, бесхитростно — «Глоток Отчизны», что прямо указывает на его патриотическое содержание и высокий гражданский пафос. Одно из центральных стихотворений здесь — «Русь»:

В серой шинели на белой дороге,

В кислых окопах, в бетонном остроге,

В юных сединах и зрелых летах,

В звездах, знаменах, нательных крестах...

С правдой и кривдой, в сомненьях и с верой,

С памятью вечной, инкогнито тэррой,

С здравием лестным иль полным уродом,

Правым и верным, заблудшим народом,

Не погребенным в лесах и местах

Или сожженным в арийских печах,

Тундру устлавшим своими телами,

Знаемым или забвенным меж нами...

Кто же здесь ближний – делить не берусь,

Русь...

Вряд ли отец Андрей увлекается рэпом, но если бы эти строфы использовал в своей композиции кто-то из талантливых российских рэперов, то мог бы получиться редкий по экспрессии хит.

Мастерам песнопений, стилизованных под фольклор, наверняка пришлись бы по душе строчки трагической притчи «На месте святе»:

Над праздным сборищем — седая птица

Кричит пронзительно, кричит победно,

Какая будущность с высот ей мнится,

Быть может, засуха, а может — ведро.

Еще детьми полны полати,

А в закромах зерно не прело.

Но у границ — чужие рати,

Тугие луки, калены стрелы.

Поэтический сборник священника трудно представить без стихов духовно-религиозного направления, и таковые в новой книге, разумеется, есть. Некоторые написаны верлибром, в духе и ритме молитвенного речитатива (ниже — парафраз некоего дохристианского, древнеегипетского священного текста):

Сердце мое да не противостоит мне на суде

да не будет такого разделения в присутствии сил,

которые единственные хранят равновесие,

имеющее место быть в слове, чуждом лжи,

которое и должна засвидетельствовать моя душа

пред всеми богами.

Кстати, о музыке. Презентация книги проходила в Светлую седмицу под аккомпанемент фортепиано, двух скрипок и виолончели: музыканты исполняли произведения Свиридова, Шостаковича, Чайковского, Рахманинова, Баха, Маснэ и Гуно, а артисты-декламаторы читали стихи виновника торжества. В этот вечер в Доме культуры и образования при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, стараниями настоятеля о. Федора (Лукьянова), протоиерея о. Андрея (Спиридонова), а также других клириков и прихожан открывалось литературное кафе, в котором такие встречи с православными авторами отныне будут проводиться более или менее регулярно.

Священник-поэт отец Андрей возьмет на себя труд организатора подобных мероприятий. При этом он, конечно же, продолжит служить литургии, исповедовать и писать новые стихи.

Фотографии: газета "Культура".

 

Читать в Культура
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'