«Сила в правде»: как digital-автор Гектор Шульц пишет о 90-х без романтизации

7 ДНЕЙ 8 часов назад 13
Preview

В эксклюзивном интервью автор серии «Красная обложка» рассказал, зачем люди читают про «грязь» и может ли книга заменить психолога.

Гектор Шульц Предоставлено Пресс-службой

Гектор Шульц – писатель, digital-автор Литрес, режиссер и видеограф. Победитель «Электронной буквы 2022» в номинации «Роман взросления».

Предпочитает не зацикливаться на каких-то определенных жанрах, отдавая предпочтение свободе выбора и свободе творчества. 

— Что, на ваш взгляд, будет с «книжной культурой» через 10 лет? Будем ли мы читать больше или меньше, и в каком формате?

Деградировать книжная культура точно не будет. Она, как и многие сферы, продолжит развиваться. Конечно, читать будут больше и преимущественно в цифровом формате. Для многих цифровые книги становятся настоящим выходом, особенно с учетом порой очень высоких цен на бумагу.

— Серия «Красная обложка» названа «грязным реализмом». Что для вас значит этот жанр и почему для рассказов о 90-х и социальных язвах нужна именно такая, «без купюр», эстетика?

Для меня это, в первую очередь, наиболее честный жанр, который показывает читателю как оно все было на самом деле. Одно время романтизация девяностых шла полным ходом и большинство людей, не заставших это время, получали искаженную картинку. Я, как автор, придерживаюсь концепции, что сила в правде. И в таких темах, как «святые девяностые» лгать не надо. Ни себе, ни тем более читателям.

— Как вы относитесь к критике в духе «это слишком мрачно/цинично/не для всех»? Считаете ли, что у литературы должна быть развлекательная или социально-терапевтическая функция?

Если честно, на критику мне все равно. У каждой книги есть свой читатель, есть читатели и у моих «Красных обложек». Просто кто-то выбирает тру-крайм и омерзительные истории про маньяков, а кто-то любит окунаться в грязные девяностые и безумные нулевые. Важнее то, что мои книги помогают читателям задуматься о том, что человеком быть нужно, хоть это и дико сложно.

— Любите ли вы сами эпоху 90-х? 

 Нет, не люблю. Я был свидетелем всего того, о чем пишу в «Красных обложках». Паленый алкоголь, подростковые банды, наркоманы, голод и злоба. Конечно, позитивные моменты тоже можно вспомнить, но в массе своей это было ужасное время, которое хорошенько так калечило людей.

— Как вы считаете, почему в последнее время стали выпускать так много контента (речь и про видеоконтент, и про книжный) про 90 годы? С чем связана эта тенденция? 

Люди любят грязь. Вот самый простой ответ. К тому же прошло достаточно времени, чтобы девяностые покрылись эдакой дымкой загадочности и сказочности. Поэтому контент по девяностым выполняет ровно ту же функцию, что и творчество про маньяков, которого в последнее время как-то слишком много. Это грязь, разбавляющая серую рутину.

— Опишите ваш идеальный рабочий день - как погрузиться в творчество с головой? 

Идеальный рабочий день - литры кофе и тишина. Если работа над рукописью тебя захватывает, то не нужно изобретать велосипед. Погрузишься в работу так глубоко, что родным придется тебя вытаскивать за уши.

— Каков ваш личный критерий успеха для каждой новой книги? Это количество прочтений, отзывы, личные сообщения от благодарных читателей или что-то еще, не измеряемое цифрами?

Если моя книга заставила читателей улыбнуться, погрустить, а то и задуматься о своей жизни, значит, я все делаю правильно. Получая отзывы, что моя книга сделала то, чего не сделали годы работы с психологом, понимаешь, что пишешь не зря.

— Как выглядит типичный путь вашей книги от готовой рукописи до читателя на Литрес? Занимаетесь ли вы сами оформлением обложек, корректурой, продвижением через рекламные инструменты платформы?

Мне повезло, что у меня уже есть аудитория и жена-художник, в связи с чем продвигать свое творчество в разы легче. Но начинающим и не только авторам расстраиваться не стоит. Через Литрес можно спокойно и обложку нарисовать, и определить свою книгу в рассылку, и аудиокнигу сделать, и поучаствовать в литературных конкурсах.

— Ваши книги часто описываются как «исповеди». Как строится доверие с героями, чьи истории ложатся в основу сюжета? Вы меняете имена и детали для их безопасности или важна абсолютная документальность?

Чаще всего это истории моих друзей и знакомых. Конечно же я меняю имена и места. Действие «Красных обложек» всегда происходит в вымышленном городе. Эдакий город N, тонущий в грязи и злобе. Идеальная декорация для историй про святые девяностые. И каждый читатель видит в этом городе свой собственный, где он родился и жил.

К тому же «Красные обложки» - это не документальное чтиво, пусть я и стараюсь показать девяностые особенно реалистично. Это художественная литература. И мне важно не уходить от реализма в фантазию. Для этого и нужны «исповеди». Истории людей, которые сами прошли через всю эту грязь. Эти истории становятся стальной проволокой сюжета, на которую нанизываются кровоточащие бусины историй других людей.

— Кого из классиков или современных авторов вы бы назвали своими учителями? 

Если говорить о «Красных обложках», то на меня значительно повлияло творчество режиссера Алексея Балабанова. Честность и грязь в его фильмах всегда идут рука об руку, что мне всегда нравилось. Отдельно отмечу писателя Владимира Козлова. В его раннем творчестве тоже достаточно грязного реализма.

— И, наконец, одна фраза, которая потенциально поможет начинающим авторам начать свой путь, - как она будет звучать? 

 Sic parvis magna. Великое начинается с малого.

Статьи по теме:

 

Читать в 7 ДНЕЙ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'