История с домогательством тренера к воспитанницам тянется уже не первый год, но тема возбуждения уголовного дела так почему-то и не вставала.
Б.АЗАР для «Аргументов недели»
Сначала одна воспитанница керченской школы-интерната заявила о недопустимом поведении тренера по самбо, потом к ней присоединились другие. Тренер – молодой мужчина в полном расцвете сил – то ли не мог удержаться при виде развивающихся несовершеннолетних тел, то ли испытывал патологическую страсть к молоденьким девочкам. В этом пусть разбирается следствие. И если он не упускал соблазн, находящийся на расстоянии вытянутой руки, то министерство образования Крыма не видело проблему в напечатанном черным по белому. И в СМИ об этом были публикации, и в социальных сетях заявляли, и прошлый руководитель клуба от своего имени записывал видео о преступном, по его мнению, деянии, но министерство ни внутренней проверки не провело, ни отстранило тренера от работы, подвергнув тем самым опасности других воспитанниц.
А разве не странно, что ни обвиняемый, ни министерство не подают встречные иски, если считают, что репутация тренера и педагогического коллектива как интерната, так и министерства поставлены под сомнение? И чем руководствуясь историю на региональном уровне подзамяли не давая хода, и уже Следственный комитет велел вытащить это на федеральный уровень и возбудить-таки уголовное дело.
Согласен – неприятная тема для педагогического коллектива. Унижающая. Но вдвойне хуже утаивание. Систему, как известно, характеризуют не ошибки, а реакция на них. И тут характеристика из рук вон плохая нарисовывается. И репутация министерства, получается, важнее психологического здоровья молодых девушек, молодого подрастающего поколения, которым дают понять, что, если что и было, так сами и виноваты. А потом министр выходит на трибуну и рассказывает «как по писанному» о правильном воспитании, ценностях, гармонично развитых личностях. А может тренер в интернате вписывался в эту концепцию и занимался гармоничным развитием подопечных? У него опыт, у него двое детей. Очень хочется, чтобы госпожа Лаврик (министр образования крымского правительства), разъяснила свою позицию по этому вопросу. А то неловкое какое-то министерское молчание получается.
Психологи утверждают, что переживание сексуального насилия — это глубоко травмирующий опыт, который может иметь долгосрочные последствия для психического и физического здоровья. Девушки и женщины, пережившие такое насилие, часто сталкиваются с широким спектром эмоций и психологических реакций.
Многие жертвы испытывают чувство стыда, даже если они не несут ответственности за произошедшее. Это связано с социальными стереотипами и стигматизацией. «Жертвы часто винят себя, потому что общество склонно возлагать ответственность на них. Это часть травматического опыта, который необходимо проработать в терапии» (Джудит Герман, психолог и автор книги «Травма и восстановление»).
После насилия часто возникает страх повторения ситуации, тревожность, панические атаки.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР): Многие жертвы сталкиваются с симптомами ПТСР, такими как навязчивые воспоминания, кошмары, эмоциональное онемение. «ПТСР — это не просто реакция на травму, это попытка психики справиться с тем, что невозможно принять» (Бессель ван дер Колк, автор книги «Тело помнит всё»).
Жертвы часто замыкаются в себе, избегают общения из-за страха осуждения или непонимания. Доверие к другим людям может быть подорвано, что приводит к проблемам в построении близких отношений. «Насилие разрушает базовое доверие к миру, и восстановление этого доверия — одна из самых сложных задач в терапии» (Питер Левин, специалист по травмам).
Так что вот такой имеем психологически-уголовный клубок, ниточка которого могла быть гораздо короче при правильном педагогическом подходе.