Самый либеральный диктатор

АРГУМЕНТЫ 48 минут назад 15
Preview

Полвека назад, 20 ноября 1975 г., после 36 лет правления скончался испанский диктатор-фашист Франсиско Франко. В 1930-е он победил в гражданской войне в Испании при помощи Германии и смог избежать возмездия после смерти Гитлера и разгрома Третьего рейха во Второй мировой войне. Но уникальность Франко как автократа состоит в том, что в 1950-е он был вынужден поделиться властью: отодвинул на задний план престарелых силовиков, на штыках которых держался, и дал карт-бланш технократам, которые провели рыночные реформы.

Белые победили

В 1930-е Испанию штормило. В 1931 г. пала монархия, и к власти пришли левые республиканцы. Они установили жёсткий политический режим: свобода слова ограничена, повсеместно закрывались католические церкви и школы, было арестовано несколько тысяч человек, а членов левого «Народного фронта», наоборот, освободили от уголовной ответственности. Кроме того, левые затеяли передел собственности. Как следствие, капиталы побежали из страны, а в южных регионах даже перестали возделывать землю, поскольку фиксированные цены на сельхозпродукцию не покрывали издержек на её производство.

В итоге дошло до гражданской войны. После сентября 1936 г. Сталин отправил в помощь республиканцам 5 тыс. грузовиков, 800 военных самолётов, 330 танков и около 3 тыс. советских военных специалистов. Большая часть золотого запаса Испании (более 500 тонн) была вывезена в Москву и затем использовалась для оплаты советской военной помощи. Но этих средств хватило на неполные два года войны, после чего СССР открыл союзникам кредит – в итоге набежало на 170 млн долларов.

Каудильо Франко и его фалангистов поддержал Гитлер. Он отправил в Испанию легион «Кондор» – добровольческое военно-воздушное и сухопутное соединение. 26 апреля 1937 г. гитлеровцы, поддерживая армию Франко, разбомбили город Герника. Как позже заявил на Нюрнбергском процессе глава люфтваффе Герман Геринг, это было «возможностью проверить мои молодые военно-воздушные силы».

На прошлой неделе в ходе визита в Испанию президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер признал вину Германии за нацистский воздушный налёт. Он стал первым немецким лидером, посетившим этот испанский город, где погибли сотни мирных жителей. На кладбище в сопровождении короля Испании Филиппа VI и президента Страны Басков Иманола Прадалеса Штайнмайер возложил венок, украшенный немецким флагом.

После гражданской войны Франко досталась разгромленная экономика, иначе он вполне мог со всей силой вписаться во Вторую мировую войну на стороне Гитлера. А на безрыбье каудильо сумел отшить фюрера (оба слова на испанском и немецком языках означают «вождь»): давай, мол, гарантии передачи Испании большинства французских колоний в Африке. Не можешь? Ну тогда пока. Формально Испания сохранила нейтралитет, но поставляла вооружение Италии и Германии, на чём неплохо заработала.

Однако испанцы всё же воевали вместе с немцами. Испанская «Голубая дивизия», состоявшая из добровольцев, сражалась на стороне Германии. Номинально она была укомплектована членами «Испанской фаланги», на самом деле представляла собой смесь солдат регулярных войск, ветеранов гражданской войны (как правило, из воевавших на франкистской стороне) и членов фалангистской милиции. Дивизия была уничтожена советскими войсками под Ленинградом в 1943 году.

Несмотря на эти факты, Черчилль и Рузвельт смотрели на проделки Франко сквозь пальцы, раз Испания впрямую не выступила на стороне их врагов. Поэтому после войны Франко остался единственным, как говорили в СССР, фашистским диктатором. С одной стороны, он был ориентиром для радикальных правых. «Свет придёт с Пиренеев», – уверял философ Иван Ильин. С другой стороны, СССР и западные державы были единодушны в желании оставить Франко в изоляции. В 1946 г. Франция закрыла границу, из Мадрида были отозваны чуть ли не все послы. Франко долгое время вёл беспощадную борьбу с левыми, но, когда припёрло, обратился к их методам.

Банки и крупные компании в стратегических отраслях были национализированы, созданы национальные отраслевые синдикаты. Внешняя торговля полностью контролировалась государством, импорт квотировался, частному сектору было запрещено владеть валютой, а экспортную выручку приходилось продавать государству по грабительскому официальному курсу. Когда инфляция достигла 20%, началось регулирование розничных цен, за которым по пятам следует дефицит. Боролись с ним централизованным распределением ресурсов. Заработная плата регулировалась, миллионы испанцев превратились в гастарбайтеров на чужбине. Когда европейские страны одна за другой начали демонстрировать высокие темпы экономического развития, отсталость Испании стала бросаться в глаза. На дорогах страны попадались автомобили, работающие на дровах и угле.

Другое дело, что западные соседи потеплели к Испании с началом холодной войны. Ведь Франко оказался единственным в Европе главнокомандующим при власти, который когда-либо побеждал коммунистов. В 1953 г. США заключили с каудильо Мадридский пакт, позволявший разместить в Испании четыре военные базы в обмен на помощь – аж миллиард долларов за семь лет. Более того, внешние инвесторы поверили, что Франко надёжно держит власть и заинтересован в развитии экономики.

Новый поворот

В 1957 г. Франко радикально изменил список министров: сместил верхушку своих фалангистов, отдав их посты молодым профессионалам-технократам, разбиравшимся в экономике. Так никто на его месте никогда не делал. Но для каудильо сложился комплекс обстоятельств. Во-первых, запрос на перемены в культурной европейской стране вырос настолько, что тупой игнор и репрессии рано или поздно привели бы к очередной междоусобице. Во-вторых, Франко сосредоточил в своих руках достаточно власти, чтобы не бояться старых соратников. Тем более они не были единым кланом, а самые вменяемые из них тоже понимали необходимость перемен. В-третьих, диктатору перевалило за шестьдесят, он устал от государственных забот и был счастлив заняться более приятными делами – рыбной ловлей и ставками на тотализаторе.

Ключевую политическую роль в осуществлении экономических реформ сыграл соратник Франко адмирал Луис Карреро Бланко. Он стал посредником между главой режима и молодыми технократами, принадлежащими к католической организации «Опус Деи». Полвека спустя весь мир услышит о ней из романа Дэна Брауна «Код да Винчи», до которого никто и не пытался видеть в мирной прелатуре тайную силовую спецслужбу. В реальности «Опус Деи» занимается образовательными, социальными и благотворительными проектами, у неё более 1, 5 тыс. пастырских доцентов по всему миру. А демонизировать её первыми начали, понятно, рассерженные фалангисты.

Главной фигурой в реформаторском блоке стал 37-летний профессор права Лауреано Лопес Родо – глубоко религиозный монархист. Министерство финансов отошло к католическому адвокату Мариано Наварро Рубио, министерство торговли – к профессору экономической истории Альберто Ульястресу Кальво. Как пишет исторический социолог Дмитрий Травин, в политическом плане это означало конец влияния фалангистов и добровольное превращение усталого Франко в символическую фигуру, в экономическом – либерализацию хозяйственной системы, наведение порядка в финансах и открытость во внешних связях.

Как и положено в таких случаях, началось всё с шокотерапии. Песету резко девальвировали, а затем сделали свободно конвертируемой валютой. Государственные расходы сократили. Контроль за ценами отменили. В итоге неэффективным предприятиям пришлось закрыться, безработица усилилась, брожение в рабочем классе стало ещё активнее. Франко, изредка возвращаясь с рыбалки в свою резиденцию, пытался натягивать поводья, но реформаторам удавалось убеждать его в необходимости реформ. Каудильо честно признавался, что ничего не понимает в происходящем, но защищал реформаторов даже перед лицом армии, которая боялась сокращения военного бюджета.

Вероятно, Франко надеялся немного припудрить свою дряхлеющую диктатуру, не понимая, что рост ВВП и интеграция в европейскую экономику неминуемо потянут за собой демократизацию. Но в Испании произошло настоящее экономическое чудо: страна с дешёвой рабочей силой, политической и финансовой стабильностью стала соблазнительна для иностранного капитала. В ней открылось множество предприятий, реальные доходы населения удвоились за какие-то десять лет. Резко уменьшилась доля государства в общем объёме потребления. Бурно развивался туризм: ещё в 1970 г. количество туристов достигло 20 миллионов. Политический режим смягчился: были разрешены забастовки, в 1966-м отменили любую цензуру и выпустили всех политических узников. В 1969–1970 гг. Испания впервые потратила на образование больше, чем на оборону.

Казус Франко

В ноябре 1975 г. 82-летний Франко умер. Много писалось, что к концу жизни диктатор был озабочен только одним: как ему стать самым старым правителем на земле. Но ему удалось нечто другое – оставить Испанию процветающей, хотя первые два десятилетия стиль его руководства ничего подобного не предвещал.

В качестве политического завещания Франко подготовил реставрацию монархии. Спустя два дня после смерти каудильо на престол взошёл воспитанный им в качестве продолжателя дела франкистов Хуан Карлос I де Бурбон. Однако король с ходу заявил, что возврата к старому не будет: «Я полностью осознаю, что такой великий народ, как наш, требует глубоких преобразований. Слушать, направлять и поощрять эти стремления – мой долг». Премьер-министром стал Адольфо Суарес, который немедленно вступил в переговоры с оппозицией – коммунистами, социалистами, националистами, профсоюзами – и уже к концу 1976 г. разработал революционный закон о политической реформе: он предусматривал роспуск франкистского парламента и установление в Испании демократического строя. Свободные выборы состоялись на следующий год.

Разумеется, фалангисты дали бой, совершив в 1981 г. попытку государственного переворота. Он провалился, потому что основная часть армии не пошла за путчистами. К тому времени в Испании был достигнут компромисс между левыми и правыми, который обеспечил мирное развитие страны. Франко похоронили в Долине Павших – мемориале гражданской войны, где лежат останки многих видных республиканцев. Считается, что во время войны погибло не менее 300 тыс. человек с обеих сторон, а жертвами франкистских репрессий 1939–1975 гг. стали ещё около 50 тысяч. Однако был принят закон об амнистии, который освободил от ответственности всех участников конфликта «до июня 1977 года». Испанцы перестали воевать со своими покойниками, сочтя, что национальный компромисс важнее выяснения вопроса, кто был прав и кто виноват в печальную эпоху национальной катастрофы.

Тем не менее в 2019 г. к власти пришли левые. Останки Франко перезахоронили, Долину Павших признали памятником жертв франкизма. Режим каудильо был признан незаконным и преступным, франкистская символика запрещена, лишены аристократических титулов семьи, получившие их из рук Франко. Разумеется, изменения коснулись и школьной программы, началась реабилитация жертв диктатуры. Однако, похоже, закон о демократической памяти мало кому понравился. Сейчас, несмотря на обструкцию, Франко – один из самых популярных политических деятелей в истории среди испанской молодёжи.

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Читать в АРГУМЕНТЫ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'