В мировой прокат вышел криминальный триллер Даррена Аронофски «Пойман с поличным». Российские критики смакуют участие в голливудском фильме наших актёров в знакомом амплуа: вслед за Юрой Борисовым в оскароносной «Аноре» выразительных русских гопников исполнили Юрий Колокольников и Никита Кукушкин*. Хотя киноманов куда больше должен был озадачить уход умницы Аронофски в бульварный жанр.
Даррен Аронофски имеет репутацию культового интеллектуального режиссёра, хотя за 27 лет в кино не получил ни одной топовой кинонаграды. Его первым фильмом стал снятый в 1998 году на жалкие 60 тыс. долларов киноребус «Пи», ключом к которому являются мало кому известные основы каббалы. Жутковатый «Реквием по мечте» два года спустя уже номинировался на «Оскар» за лучший фильм, что для новичка выглядело нахальством. Ближе всего Аронофски подошёл к большим призам в 2010 году с «Чёрным лебедем», но тогда все награды собрала Натали Портман как исполнительница лучшей женской роли.
Нельзя сказать, что кинокритики предвзято относятся к творчеству Аронофски. Его фильмы обычно полны интересных ходов, оригинальных фишек и больших актёров (от Хавьера Бардема до Брендана Фрейзера), но на «пять с плюсом» вряд ли тянут. К тому же мастера мотыляет от жанра к жанру: то это коммерческий пеплум «Ной», то язвительный байопик Жаклин Кеннеди «Джеки», то социальная драма «Рестлер», позволившая актёру Микки Рурку перезапустить карьеру, но принёсшая режиссёру «всего лишь» венецианского «Золотого льва». Даррен Аронофски явно считает, что достоин большего.
Тем удивительнее было посмотреть «Пойман с поличным». Хотя 56-летний режиссёр ещё далёк от биологической старости, это лишь его третий фильм за восемь лет. Когда мастер так замедляется, поневоле ждёшь качественного прорыва. Но похоже, что идеи у Аронофски иссякли на взлетающем к свету в финале «Кита» Брендане Фрейзере. Хотя его репутация не могла позволить ему простоты даже в жанре комикс-экшен.
В «Пойман с поличным» перед нами канувший в Лету Нью-Йорк 1990-х. Ещё стоят башни Всемирного торгового центра, а разговоры через автоответчик оказываются важной деталью сюжета. А киноманы найдут здесь массу отсылок к старым добрым фильмам, вдохновлявшим когда-то Квентина Тарантино и Гая Ричи.
Ночной бармен Хэнк Томпсон (Остин Батлер) – несостоявшаяся бейсбольная звезда, чью карьеру уничтожили автомобильная авария и жуткий перелом ноги. Да ещё и друг его при этом погиб, добавив не смываемого никаким виски чувства вины. Хэнк и прибухивает сверх меры, а прямо над кроватью у него висит указатель станции «Бруклин». Всё говорит о том, что он уже «приехал»: несмотря на юный возраст, приятную рабочую атмосферу и пылкий роман с медсестрой Ивонн (Зои Кравиц). В жизни он теперь лишь зритель, который следит за выступлениями земляков из San Francisco Giants по телевизору в клубной бейсболке. Но скоро сбитый лётчик понимает, что всё у него было относительно неплохо.
Мутный сосед Расс (Мэтт Смит) отдаёт Хэнку на передержку кота, а через день к нему наведаются два русских отморозка – Микроб (Никита Кукушкин*) и Лёха (Юрий Колокольников), которые ищут какое-то ценное наследство Расса. Делать людям больно для них и профессия, и удовольствие, а в результате допроса с пристрастием Хэнк остаётся без почки. Но до дна ему ещё далеко. В следующий раз Микроб с Лёхой приведут мучить Хэнка велеречивого пуэрториканца Колорадо (Бэд Банни). А в очереди за ними уже два еврея-хасида – Шмулли (Винсент Д’Онофрио) и Липа (Лив Шрайбер). Характеры второстепенных персонажей в фильме предельно схематичны – их определяет лишь этническая принадлежность героев.
И тем не менее режиссёр подарил каждому исполнителю сольный выход. В русском дуэте Лёха – степенный и молчаливый головорез, а Микроб словно рвётся на жертву с поводка, но делает это с редкой для экшена театральной пластичностью. А Липа и Шмулли, прежде чем устроить резню, заедут к родным отметить Шаббат. Фильм Аронофски можно разделить на несколько частей графического романа, в каждом из которых появляется новый антигерой. Но что во всём этом примечательного и почему такой фильм снял интеллектуал Аронофски, сразу и не поймёшь.
Когда Хэнк вынужден скрываться и бежать, череда смертей вынуждает его перестать мыслить обывательскими шаблонами. Получился перевёртыш «Реквиема по мечте», где все герои обречены катиться по проторённой колее. Нет, жизнь не проиграна, пока бьётся сердце. Вот и постоянно проигрывающие Giants, за которых болеет Хэнк, к концу фильма начинают побеждать. А кот, симпатизирующий одному Хэнку, становится его тотемным животным. Ведь только получив пинок под зад, и можно начать движение.
* Признан в РФ физлицом, выполняющим функции иноагента.