Российские школьницы к 10-11 классу начинают интересоваться ментальным здоровьем

Газета.Ru 4 часов назад 29
Preview

Использование той или иной социальной сети зависит от возраста и пола ребенка. Например, социальная сеть Likee, которой пользуются 56% пятиклассниц и 25% пятиклассников, уже к старшей школе полностью теряет свою актуальность, и показатели популярности остаются минимальными на уровне СПО. Это показало исследование Института воспитания, с результатами которого ознакомилась "Газета.Ru".

Telegram — абсолютный лидер среди социальных сетей. В среднем им пользуются 95% мальчиков и 97% девочек. Далее, у мальчиков второе место занимает YouTube (в среднем 84%), третье — "ВКонтакте" (в среднем 81%). У девочек на втором месте — ВКонтакте (в среднем 89%), на третьем месте — Pinterest и TikTok (85%).

В пятом классе Telegram пользуются уже 86% обучающихся, и с каждым классом количество пользователей приближается к абсолютному значению (96–99%), которое сохраняется и у студентов СПО. Количество пользователей "ВКонтакте" также близится к абсолютному значению, особенно в 10–11 классах и на 1–4 курсах СПО.

Пиковых показателей, близких к абсолютным, также достигает TikTok — в 8–9 классе им пользуется 91% девочек и 78–83% мальчиков. После девятого класса наблюдается тенденция спада вовлеченности: к 11 классу TikTok пользуются уже 60% мальчиков и 81% девочек. Похожая тенденция зафиксирована и у студентов СПО: на первом курсе TikTok пользуются 79% мальчиков и 92% девочек, к четвертому курсу — 67% мальчиков и 76% девочек.

В старших классах интересы мальчиков и девочек разделяются — девочки пользуются Pinterest (10 класс 91% девочек и 44% мальчиков), а мальчики Twitch (девятый класс 52% мальчики и 29% девочки) и Discord (девятый класс 57% мальчики и 20% девочки).

Ежедневное использование наиболее популярных социальных сетей уверенно растет с возрастом как у мальчиков, так и у девочек. Особенно ярко это видно на примере Telegram: среди старшеклассников и студентов СПО им пользуется 89–90% мальчиков и 93–95% девочек.

Наиболее предпочтительной формой потребления контента в социальных сетях являются короткие видео. Среди девушек показатель выше на 10 п. п. и достигает 85%, что связано с особенной популярностью в этой группе социальной сети TikTok, специализирующейся на коротких видео.

Девочек уже в десятом классе интересует ментальное здоровье. Каждая третья смотрит советы психологов и вопросы ментального здоровья.

Бьюти-блоги и каналы, посвященные моде и стилю, стабильно интересуют девушек уже с пятого класса, в течение всего периода обучения интерес к ним остается стабильным и колеблется в районе 39–43%.

С возрастом растет интерес молодежной аудитории к новостям и новостным обзорам, это касается как девочек, так и мальчиков, к 10–11 классам их часто просматривают около четверти респондентов обоих полов. Подобный паттерн наблюдается и относительно жанра интервью: в 5–7 классах его смотрят 11% мальчиков и 20% девочек, в 10–11 классах его смотрят 23% мальчиков и 33% девочек.

В то же время с возрастом падает интерес аудитории к таким жанрам, как распаковки и челленджи. Если в 5–7 классе распаковки являются самым часто просматриваемым контентом среди девочек (42%), то к 10–11 классам они занимают только 7-седьмую строчку (31%). Частота просмотра челленджей также заметно сокращается — с 25% у мальчиков 5–7 классов до 13% у старшеклассников и с 29% у девочек 5–7 классов до 12% у старшеклассниц.

К 10–11 классам образовательные материалы в социальных сетях ищут 40% мальчиков и 49% девочек, что, скорее всего, связано с приближающимися государственными экзаменами и поступлением в вуз. Это также косвенно подтверждается при сравнении показателей старшеклассников со студентами СПО — последние просматривают образовательный контент в соцсетях вдвое реже — 22 и 24% соответственно.

Результаты ответов школьников и студентов СПО свидетельствуют о том, что у подавляющего большинства из них отсутствуют какие-либо внешние ограничения на использование смартфона: отсутствие приложений родительского контроля отмечают 92% студентов СПО и 86% школьников.

Более половины учащихся школы (52–57%, в зависимости от класса) смотрят или читают блоги, и это относительно стабильно до 11 класса.

Основная причина для просмотров блогов — "развлечься, посмеяться". Хотя, по данным опроса, эта причина является самой распространенной, студенты СПО склонны указывать её реже, чем учащиеся школы (52–53% против 57–61%).

На втором месте по популярности среди учащихся 8–11 классов вариант ответа "расслабиться, снять стресс", что, вероятно, связано со сдачей государственных экзаменов в 9 и 11 классах. Особенно это актуально для 10–11 классов, где более половины опрошенных (53%) указали, что чтение и просмотр блогов является для них формой борьбы со стрессом.

Третья наиболее распространенная причина для чтения и просмотра блогов в школьной аудитории — это желание получить новую информацию.

Популярным жанром является летсплей (прохождение компьютерных игр в прямом эфире или запись прохождения). Ярким представителем жанра летсплеев является Дмитрий Куплинов, крайне популярный у старшеклассников и студентов СПО обоих полов. Тем не менее жанр не привязан ни к возрасту, ни к полу аудитории, а распределение происходит скорее за счет личности и подачи блогера.

Жанр познавательной видеолекции является менее популярным у молодежной аудитории, чем вышеперечисленные. В топе-5 у мальчиков третьего-четвертого курса СПО на третьей строчке находится Ян Топлес, автор ютуб-канала, который специализируется на познавательном контенте и разборе интересных фактов, однако это единственный канал подобной тематики среди всех представленных топ-5.

Формат видеоролика является доминирующим в молодежном сегменте. До недавнего времени их основной площадкой являлся YouTube, иногда Twich, в настоящее время часть блогеров загружает также свои видео на VK Видео и Rutube, однако полноценной цифровой миграции пока не наблюдается.

 

Читать в Газета.Ru
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'