Аналитический центр "Чек Индекс" компании "Платформа ОФД" совместно с сервисом онлайн-психотерапии "Ясно" изучили потребительские привычки россиян и выяснили, как изменился спрос на товары для улучшения ментального состояния. "Газета.Ru" ознакомилась с исследованием.
Аналитики выяснили, что спрос на товары для поддержания ментального и физического здоровья продолжает расти. Особенно заметен рост онлайн-продаж витаминов и БАДов, а также увеличение трат на спорт, полезное питание и саморазвитие.
Витамины — ключевой индикатор озабоченности россиян здоровьем. За первые три месяца 2025 года средний чек на витамины составил 645 рублей, что на 10% выше, чем годом ранее. При этом количество покупок выросло на 7%, а в онлайн-канале - на 24%. Топ-3 наиболее востребованных категорий: витамины общеукрепляющего действия и поливитамины, витамины C, D и аскорбиновая кислота, витаминные комплексы для взрослых.
Средний чек на витамины достиг 692 рублей (+10% по сравнению с 2024 годом), а число покупок увеличилось на 9%. Эксперты "Чек Индекса" отмечают, что драйвером роста стали онлайн-продажи: покупатели все чаще заказывают БАДы и витамины на маркетплейсах, в интернет-аптеках и специализированных сайтах. Дополнительными факторами спроса остаются сезонность и активность трейд-маркетинга в аптечном сегменте.
Помимо витаминов, растет спрос и на другие категории, связанные с заботой о здоровье и психологическом комфорте.
Фрукты и ягоды (один из основных источников витаминов): средний чек за январь - май 2025 года составил 301 рубль (+24% по сравнению с аналогичным периодом 2024 ), число покупок выросло на 21%.
Фитнес и спортзалы: средний чек 7902 рубля (+11%), количество посещений - на 6% больше.
Эфирные масла: средний чек 404 рубля (+13%), спрос вырос на 3%.
Ароматические свечи: средний чек 486 рублей (+5%), число покупок - на 1% выше.
Книги по психологии: средний чек 803 рубля (+6%), продажи увеличились на 2%.
"С повышением потребительской уверенности россияне стали более активно тратиться на товары и услуги в сегменте здорового образа жизни, спорта, саморазвития. Растущий интерес к своему здоровью и духовному развитию способствует увеличению спроса на соответствующие категории. При этом онлайн-канал все увереннее завоевывает доверие покупателей. Такая трансформация взаимодействия между клиентами и компаниями существенно поднимает долю цифровых продаж", –– отмечают эксперты "Чек Индекса".
"Рост потребления товаров для "улучшения ментального состояния" отражает важную психологическую тенденцию — люди перестают воспринимать заботу о психическом здоровье как что-то стыдное или необязательное. Особенно показателен рост продаж книг по психологии — это говорит о стремлении не просто "заглушить" проблему, а разобраться в себе. Однако есть и риск потребительского подхода к ментальному здоровью, когда человек ищет быстрые решения в товарах, а не в работе над собой. Витамины могут поддержать физическое состояние, но глубокие психологические проблемы требуют иного подхода", — отмечает Мария Игнатьева, психоаналитический психотерапевт, психолог сервиса "Ясно".