Платформы электронной коммерции стали частью повседневной жизни россиян. В
связи с этим потребители меняют свой подход к поиску товаров. Больше половины
(56%) всех запросов с прямым указанием брендов теперь совершается на
универсальных маркетплейсах вроде Wildberries и Ozon, а не в поисковых
системах. О том, как оценить потребительский интерес к брендам в онлайн-среде,
рассказал менеджер продукта Mediascope Антон Честных на конгрессе
OИРОМ.
Согласно данным компании, за период январь — май 2025 г. среднемесячный
охват площадок электронной торговли вырос на 1% и составил 80% населения старше
12 лет. Для более чем половины жителей России — 52% — посещение платформ
электронной коммерции стало ежедневной привычкой. Время, уделяемое
онлайн-покупкам, продолжает расти. Ежедневная аудитория увеличилась на 8%,
время на пользователя увеличилось на 3% и составило 25 минут в день, а
среднемесячное число поисковых запросов выросло на 15% и составило 3,8
млрд.
Интерес к e-com демонстрируют все возрастные группы. Стабильный уровень
ежедневной вовлеченности сохраняет молодежь 12-24 лет (54% охвата). Наибольший
рост показала аудитория старше 45 лет — 11%. При этом максимальный прирост
аудитории отмечен в городах с населением до 100 тыс. человек — положительная
динамика зафиксирована во всех возрастных категориях.
Лидерами рынка остаются универсальные маркетплейсы. Wildberries и Ozon почти
сравнялись по ежедневному охвату: 28% и 26% соответственно. При этом за год WB
вырос на 17%, а Ozon — на 27%. Среди специализированных ретейлеров выделяются
сеть цифровой и бытовой техники DNS (14% охвата в категории электроники) и
«Аптека.ру» (11% охвата).
Тенденция поиска товаров на e-com площадках особенно ярко выражена в
определенных категориях. Например, 73% запросов в категории «Одежда»
пользователи совершают сразу на маркетплейсах. При этом доля поиска товаров
этого сегмента на платформах электронной коммерции превалирует над долей
запросов в поисковиках и профильных магазинах независимо от возраста, пола и
места жительства потребителей. Однако стоит отметить, что сегменты аудитории
25-34 лет и старше 55 лет чаще других ищут одежду в маркетплейсах (78% и 77%
соответственно).
E-com площадки аналогично доминируют и при поиске товаров для стирки (89%),
корма для кошек (83%).
Однако не все категории товаров подчиняются этой тенденции. В сегменте
«Детское питание» высока доля поиска в профильных магазинах — 48%, а 46% готовы
рассматривать покупку товаров этой категории на маркетплейсах.
Поиск продукции сегмента «Смартфоны» распределяются в основном между
поисковыми системами (45%) и маркетплейсами (43%). Оставшаяся часть приходится
на специализированные магазины.
Исследование проводилось компанией Mediascope. Предоставленные данные
датируются январем-маем 2025 г.