В период новогодних праздников многие теряют бдительность, чем пользуются мошенники, желающие заполучить доступ к персональным данным и банковским аккаунтам россиян. О методах, которые преступники начали применять, "Газете.Ru" рассказали специалисты Центра цифровой экспертизы Роскачества.
Одним из новых способов мошенничества являются дипфейки. Злоумышленники используют нейросети для создания реалистичных видеороликов с голосом и изображением конкретного человека, распространяя видео через социальные сети и мессенджеры, отправляя его друзьям и близким жертвы. Для создания дипфейка преступники могут самостоятельно записать голос жертвы или использовать данные из социальных сетей.
Так, мошенник может отправить поздравление с наступающим праздником от имени родственника или знакомого и в конце обращения попросить перевести небольшую сумму денег на подарки или билеты. Обычно видеосообщения отправляют в ночное время, чтобы застать жертву врасплох. Если речь идет о небольшой сумме, то вопросов у жертвы не возникает, и, как следствие, деньги попадают в руки мошенников.
В преддверии праздников растет интерес к тематическим приложениям, которые помогают создать праздничное настроение. Однако многие из этих приложений содержат потенциально опасные рекламные баннеры и требуют излишние разрешения, такие как доступ к просмотру входящих звонков и чтению СМС. Некоторые из них созданы с мошенническими целями.
Кроме того, в новогодние праздники активно используются различные мошеннические схемы, такие как продажа поддельных туров, фишинговые сайты с предложениями распродаж и поддельные подарочные сертификаты.
"Мошенники всегда мониторят новостную повестку, тем самым выбирая самое удачные время и подходы для атаки на пользователей. Безусловно, в предновогодней суете мы можем не обратить внимание на пришедшую ссылку или сообщение с выгодной ценой на подарок близким, считая это мелочью. Но в этих самых мелочах и скрываются угрозы мошенничества. Поэтому важно не снижать критический настрой по отношению ко всей новой информации, поступающей во время праздников", - заключил руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергей Кузьменко.