Режиссер Константин Бронзит: «Я осознанно стал никем»

Культура 2 часов назад 10
Preview

Четвертый раз подряд новый анимационный фильм Константина Бронзита попал в шорт-лист «Оскара». Два из них номинировались на премию Американской киноакадемии как «Лучший короткометражный анимационный фильм». На сей раз раз пятерку номинантов мы узнаем 22 января. Но нынешняя интрига еще занимательнее: «Три сестры» два года каталась по мировым фестивалям инкогнито, как работа никому неизвестного режиссера Тимура Когнова. Константин Бронзит рассказал «Культуре» о том, что дал ему этот опыт.

«Три сестры»

— Как родился замысел «Трех сестер» и связано ли с ним анонимное странствие фильма по фестивалям?

— Это две разные истории, совпавшие в силу обстоятельств. У меня есть друг — режиссер Дмитрий Высоцкий, вы можете его знать по знаменитому мультсериалу «Три кота». Последнее время я стал в шутку называть его «поставщиком идей», потому что однажды он подарил мне идею мультфильма «Уборная история — любовная история», и чуть позднее с «Тремя сестрами» случилось то же самое (поясню, речь об оригинальном сюжете, не имеющим отношения к Чехову).

Символично, что это случилось в самолете, в котором мы возвращались с «Оскара»-2016, где представляли картину «Мы не можем жить без космоса». Дима рассказал примерно следующее: есть три женщины, три сестры, живут тихо мирно. Вдруг на горизонте появляется мужчина и вносит определенную сумятицу в их жизнь... Тогда этот сюжет очень запал мне в душу просто потому, что я люблю работать с материалом, вырастающим именно из человеческих страстей, слабостей и желаний. Это и есть самое интересное в историях, хотя, является очень сложным материалом для короткометражной анимации. В общем, с того момента идея поселилась в моей голове и никак не отпускала.

А теперь про ситуацию с псевдонимом. Мысль о нем появилась намного раньше, в начале работы над первым фильмом дилогии про космонавтов, примерно в 2012 году. Надо сказать, я давно знаю всю подноготную кинофестивальной жизни, так как бывал и в конкурсах наравне со всеми, и в селекционных комитетах, и в жюри... Видел, как на практике подтверждается известный тезис о том, что первую половину жизни человек работает на свое имя, чтобы во второй половине имя работало на него. То есть, если режиссер уже слывет мастером, этот факт неизбежно помогает продвигаться его работам на фестивалях. Собственно, это происходит и в любых других творческих дисциплинах. Ежегодно в мире делаются десятки тысяч фестивальных фильмов. Смотры переполнены заявками, поэтому селекционные комиссии неизбежно и, даже не отдавая себе в этом отчета, смотрят на имена участников: всем интересны прежде всего известные режиссеры. По счастью, я достиг того положения, когда с уверенностью могу сказать, что «Константин Бронзит» — это определенный бренд, показатель качества не только в нашей, но и в мировой анимации.

«Три сестры»

Но у этой медали есть обратная сторона. Представьте, что по какой-то причине член жюри невзлюбил определенного автора, или спонтанно испытал к нему неприязнь. Догадываетесь, что может произойти? Во время обсуждений конкурсной программы он может начать «топить» фильм этого автора, даже если это самый талантливый фильм из всех! Причем, член жюри может этого даже не осознавать.

«Три сестры»

Как же быть? Мне в голову пришла авантюрная и очень опасная мысль: а что если освободить жюри от давления своего имени? То есть «обнулиться» как автору, выпустить свой следующий фильм под псевдонимом и вновь сделаться тем неизвестным режиссером, каким был в начале пути. Тогда все члены жюри автоматически становятся в позицию беспристрастных зрителей и начинают судить картину объективно (насколько в искусстве вообще возможна объективность). То есть я хотел добиться успеха исключительно за счет качества фильма! Это самое честное, что может быть. Мой тезис прост: судите фильм, а не автора.

В общем, таким образом в 2024 году я выпустил в мир картину «Три сестры» под псевдонимом. А почему это было опасной затеей? Я рисковал остаться ни с чем. Фильм мог пройти по фестивалям совершенно незамеченным и в конце пути лечь на полку в виде архивного файла. И шесть лет моего труда (я — тугодум и очень долго делаю кино), а также труда всей команды могли пойти «в топку».

«Три сестры»

— Чем удивил итог этого эксперимента?

— Практически ничем — я получил ровно то, к чему готовился. Понимал, что ввиду чудовищной конкуренции шансы попасть в конкурс любого крупного фестиваля резко снижаются. В конкурс ведущих мировых фестивалей берут от силы пятнадцать фильмов из примерно пяти тысяч заявок. То есть, на одно место претендует больше трехсот работ! Никакому отборочному комитету невозможно полноценно все это отсмотреть! Для неизвестных авторов селекция становится просто лотереей. И мой фильм оказался в этих жерновах.

Поэтому я бы обратился к своим многочисленным коллегам, которым в силу разных причин пока не удалось заработать себе имя, и сказал бы им: не отчаивайтесь, что вам регулярно приходится читать отказы, что ваши фильмы очень редко попадают в конкурсные программы. Я только что осознанно стал никем, побывал в вашей шкуре и с помощью этого простенького эксперимента выяснил, что эти отказы не всегда являются признаками слабости ваших фильмов. Не опускайте руки и, если вы действительно любите анимацию, просто продолжайте работать. Если ваш фильм чего-то стоит, у вас всегда остается шанс быть замеченным. И мой пример это показал.

Но еще лично мне вдруг стало ясно, что мой фильм, увы, довольно архаичен. Это обычная, ни к чему не привязанная отвлеченная история про мужчин и женщин. Тот тип картин, которые мой великий учитель Федор Хитрук называл «честное кино». По списку фильмов, которые присутствовали в конкурсах фестивалей, я понял, что такое архаичное кино, не поддержанное известным именем, сегодня мало, кому нужно.

— А что нужно?

— Фильмы в тренде, которые так или иначе эксплуатируют или повестку дня, или откровенно манипулируют зрителем — у таких фильмов действительно больше шансов попасть на международные фестивали.

— К актуальности плюсуется эстетическое качество или тенденция?

— А это уже зависит от способностей режиссера. Все мы изгаляемся, как можем.

— Получается, «честному кино» путь перекрыт, а в топе — тенденциозное. Такой подход размывает критерии художественного качества.

— К сожалению, да, критерии страшно размыты. Причем, уже давно. Но не будем передергивать про «честное кино». В буквальном смысле путь ему никто не закрывал. Мой фильм именно за счет своих качеств все-таки прорвался на крупный фестиваль в Санта-Барбаре и получил там главный приз, что и позволило его выдвинуть на соискание «Оскара». И академики также за него явно проголосовали. Иначе мы бы с вами сейчас не разговаривали.

— Почему решили подать «Трех сестер» на «Оскар» под своим именем?

— Потому что таким и был мой план с самого начала. Самым сложным этапом всегда были и остаются именно фестивали. Вот на них я и сыграл, поставив все на карту. Дальше продолжать уже было довольно нелепо, так как вес моего имени для Академии не так тяжел, как для иных анимационных фестивалей, где действительно многие меня знают. И — главное — в отличие от довольно демократичной системы подачи заявок в пару кликов на любой анимационный фестиваль мира в Американской киноакадемии процессуально все гораздо строже и сложнее. Поэтому я просто боялся заиграться. Фестивалей много. А «Оскар» один.

— Предлагаю не сдаваться и утвердить критерии художественного качества, предложив читателям «Культуры» коллекцию самых важных, но малоизвестных нашей публике анимационных фильмов мира «от Бронзита»!

— Давайте попробуем! Назову вам несколько имен, которых обычный зритель точно не знает. На первом месте — голландский режиссер Майкл Дюдок де Вит с фильмом «Отец и дочь» — это шедевр всех времен и народов. Далее — его же, но чуть более ранний фильм «Монах и рыбка». Следующий — английский режиссер Марк Бейкер, его фильмы «Деревня» и «Ферма на холме». И добавим еще великого английского кукольника по имени Барри Пёрвз — его фильмы «Сценарий» (Screenplay), «Следующий» (Next) и «Риголетто». Для первого знакомства с современной классикой — достаточно. Всем приятного просмотра!

Фото предоставлено Константином Бронзитом

 

Читать в Культура
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'