Американские энергетические ведомства инициировали повторную оценку рисков, связанных с китайскими солнечными инверторами и аккумуляторами. Причиной послужило обнаружение внутри этого оборудования неучтенных модулей связи, что вызвало серьезную обеспокоенность возможностью удаленного вмешательства в энергетическую инфраструктуру. Об этом сообщает агентство Reuters.
На фоне этих опасений американские энергокомпании, включая крупных поставщиков, начали подготовку к возможным ограничениям и поиску альтернатив китайскому оборудованию. Министерство энергетики США (DOE) подтвердило работу с другими ведомствами над укреплением внутренних цепочек поставок для снижения зависимости от импорта и интеграции в энергосистему проверенных компонентов.
Крупнейшими мировыми производителями инверторов являются китайские компании, такие как Huawei, Sungrow и Ginlong Solis. Некоторые европейские компании, например немецкий девелопер 1Komma5, уже избегают использования инверторов Huawei из-за рисков безопасности. В США Huawei покинула рынок инверторов в 2019 году после введения ограничений на ее телекоммуникационное оборудование из-за обвинений в угрозе национальной безопасности, которые компания отрицает. Эксперты отмечают, что китайское законодательство, обязывающее компании сотрудничать с разведывательными службами, создает потенциальный риск контроля над устройствами, подключенными к зарубежным сетям.
Проблема имеет глобальный характер: по оценкам, в Европе более 200 ГВт солнечных мощностей используют инверторы китайского производства. Специалисты по кибербезопасности предупреждают, что даже управление небольшой долей этой мощности (3-4 ГВт) может быть достаточно для дестабилизации энергосети. Удаленное вмешательство в работу большого количества домашних инверторов может вызвать длительные сбои в энергоснабжении. Серьезную обеспокоенность властей вызвал инцидент в ноябре 2024 года, когда коммерческий спор между американской Sol-Ark и китайской Deye привел к отключению инверторов Deye с территории Китая, затронув объекты в США и других странах и продемонстрировав возможность внешнего контроля над локальными энергосистемами.