«Они же как дети». Такая характеристика преклонного возраста недалека от истины. Многим пожилым людям, словно малышам, требуется, как правило, особое, даже постоянное внимание. Хорошо, когда есть кто-то близкий, которому не нужно еще и на работу ходить, плюс одновременно заботиться о других членах семьи, нести груз обязанностей, которые не отменить. А если таких родных, способных, прямо скажем, на самопожертвование, и вовсе нет, не осталось?.. Ситуация, увы, нередкая.
Тема, которую 23 июня подняли на площадке Законодательного Собрания Иркутской области, в той или иной степени касается каждого. Наши родители, деды и мы сами не молодеем, нация (да и в целом мировое население) не молодеет… Что может предпринять Приангарье, чтобы старики на закате жизни, а также инвалиды не оставались один на один со своими проблемами, угнетающими мыслями и «болячками»? Об этом на очередном заседании Общественного совета при Законодательном Собрании Иркутской области рассуждали депутаты областного парламента, активисты, представители правительства региона и бизнеса, взявшего на себя важные социальные функции.
Тенденция: доля населения 60+ неуклонно нарастает
«Формирование системы долговременного ухода — это не просто социальная задача, это наш долг перед людьми, которые нуждаются в особой заботе государства и общества, которые всю жизнь трудились, воспитывали детей и внуков, вносили вклад в развитие региона, в защиту родной страны. Мы с депутатами держим на особом контроле эту тему», — подчеркнул, обращаясь к участникам встречи, председатель Законодательного Собрания Приангарья Александр Ведерников.
Дискуссию по вопросу, актуальность которого у большинства не вызывает сомнений, состоялась под руководством председателя Совета, президента Союза «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири» Алексея Соболя. Он на старте обсуждения озвучил данные статистики ООН и прогноз: доля людей старше 60 лет в 2000 году в России составляла 18,5%, а к 2050 году достигнет 37,2%. Поэтому создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами является одним из ключевых направлений социальной политики регионов. Иркутская область — не исключение.
Забота под вопросом: «Семья? Пансионат? Госучреждение?»
О текущем положении дел в Приангарье по части организации ухода за теми, кто в нем по разным причинам (возраст или инвалидность) нуждается, парламентариям и общественникам, доложили министр здравоохранения Приангарья Андрей Модестов, представители других профильных министерств и ведомств, медицинских организаций, экспертного сообщества.
«Перед всеми субъектами РФ Президентом страны и правительством поставлена задача — повышение качества и увеличение продолжительности жизни людей старшего возраста и инвалидов. Эти цели закреплены в национальном проекте «Семья» (ранее — в нацпроекте «Демография»)», — напомнил заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Тарас Павлык. Он сообщил, что с сентября 2023 года в Приангарье реализуется пилотный проект по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе. Услуги предоставляются бесплатно в форме обслуживания на дому. Решение о включении человека в эту систему принимается региональным координационным центром, созданным на базе Регионального ресурсного многопрофильного центра «РОСТ» (rost38.ru), эксперты проводят оценку нуждаемости в услугах долговременного ухода по методике, которая утверждена Министерством труда РФ.
На данный момент уход в рамках этой системы можно получить в восьми муниципальных образованиях Иркутской области, однако по поручению губернатора Игоря Кобзева с 2024 года этот опыт планомерно распространяется по всей территории региона. В настоящее время в систему включены 287 человек, из них четверо — участники СВО, потерявшие навыки самообслуживания. Помощь таким гражданам оказывают 244 человека, из которых 102 — из числа родственников. Все они прошли специальное обучение. Эти цифры в будущем будут увеличиваться, заверил представитель областного минсоцразвития.
Также на Общественном совете озвучены показатели внедрения системы долговременного ухода в Иркутской области, касающиеся приемных семей, в которых живут пожилые люди и инвалиды. Регион использует эту практику: с 2019 года в Приангарье была создана 141 семья, где проживали 158 граждан, сейчас действует 66 приемных семей с проживанием 72 человек. Также созданы школы обучения навыкам общего ухода за гражданами, утратившими способность к самообслуживанию. В настоящий момент в Иркутской области функционирует 44 школы. За последние полтора года обучение прошли почти 4,5 тыс. человек.
Важно: не ручное управление, а действенная система
Комментируя отчеты министерств, Александр Ведерников отметил, что в регионе проводится большая работа по внедрению системы долговременного ухода, однако остается актуальным ряд проблем. В частности, решения требуют такие вопросы, как недостаточный охват территорий, особенно сельских и отдаленных районов, дефицит квалифицированных кадров, отсутствие единой цифровой платформы для мониторинга потребностей и качества услуг, недостаточная информированность населения.
В сложных ситуациях жители области обращаются к своим, региональным депутатам. «В прошлом году у меня на личном приеме был вопрос по дефициту сиделок, — рассказал председатель ЗС. — Конечно, мы помогли человеку, но это был частный случай, а надо, чтобы все нуждающиеся люди могли получать такую поддержку». Александр Ведерников обозначил главную цель: создать именно систему, которая обеспечит достойную, комфортную жизнь пожилым людям, гражданам с инвалидностью, снизит нагрузку на их родственников и позволит оказывать помощь максимально эффективно, адресно и с учетом индивидуальных потребностей каждого.
Об опыте организации помощи той категории граждан, заботу о которой обсуждали на Общественном совете, участникам встречи рассказала руководитель сети пансионатов «Мирра» Наталья Майер. Сегодня эта сеть представлена всего в двух городах Иркутской области — Иркутске и Ангарске. Пансионаты могут обеспечить 400 койко-мест, и загрузка высокая, то есть услуга ухода за пожилыми людьми в Приангарье действительно востребована. Но насколько предпринимателям интересно заходить в эту сферу? Много ли организаций, готовых взять на себя столь сложные заботы? А выстраивать исключительно государственную инфраструктуру — вариант не самый эффективный. Стоит объединять усилия. Вот только бизнесу (даже уже опытному, солидному, знающему все подводные камни, все нюансы такой деликатной сферы деятельности и законодательства) тоже все равно непросто, констатировала Наталья Майер. По ее словам, существенной помощью стало бы государственно-частное партнерство, инвестиционные договоры, договоры концессии. Также необходимо предусмотреть специальные социальные тарифы.
Депутатский корпус настроен проанализировать предложения экспертов, знающих эту отрасль изнутри, 24/7 осуществляющих уход за пожилыми и инвалидами, понимающими их потребности. Также парламентарии считают необходимым изучить российскую практику.
«Только скоординированная работа органов социальной защиты, здравоохранения, образования и других ведомств позволит создать комплексную и эффективную систему долговременного ухода, — считает спикер ЗС. — Мы должны проанализировать, какие модели долговременного ухода успешно реализуются в других регионах, какие инструменты и механизмы используются, и адаптировать наиболее эффективные решения к нашим условиям».
Все прозвучавшие во время заседания Общественного совета на площадке ЗС идеи будут включены в проект решения, документ в дальнейшем направят в адрес профильных ведомств и заинтересованных сторон.
Свое предложение, в частности, внесла заместитель председателя Общественного Совета Марина Левада. Она отметила необходимость включения НКО в реестр поставщиков социальных услуг, предоставляющих их в стационарной форме, чтобы подобные организации могли оказывать помощь пожилым людям и инвалидам. Кроме того, во время совета предложено создать механизм реабилитации и поддержки бывших участников СВО, проработать отдельные вопросы прохождения медико-социальной экспертизы, предоставления льготной ипотеки под строительство спецучреждений или покупку здания под пансионаты, поиска других форм государственной поддержки.
«Поддерживаю идею развития государственно-частного партнёрства, расширения участия НКО и создания дополнительных механизмов поддержки, — позже прокомментировал в своем публичном онлайн-канале депутат Евгений Сарсенбаев. — Это позволит обеспечить достойный уровень ухода и улучшить качество жизни наших граждан. Наша задача — не просто говорить о проблеме, а находить и внедрять реальные решения».
Парламентарий упомянул несколько конкретных предложений, которые депутатский корпус адресует областному правительству. Консолидированное мнение участников Общественного совета: есть смысл сосредоточиться на главном на данный момент — это внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия (для эффективного учета и поддержки нуждающихся), организация маршрутизации для жителей отдалённых районов, совершенствование контроля качества предоставляемых социальных услуг, внедрение системы реабилитационного менеджмента для людей с инвалидностью, привлечение помощников по уходу и обеспечение доступности услуг на местах, поддержка и расширение работы школ ухода — обучение близких, помогающих своим родным.
Такие комплексные шаги призваны сделать систему долговременного ухода более доступной, адресной и качественной.
Стереотипное мнение о пансионатах для пожилых скорректирует позитивная практика?
Во время заседания Общественного совета разные выступающие сетовали: в том, что касается ухода за пожилыми людьми, многие «барьеры» связаны и со стереотипами. Не в нашей это пока ментальности — поручать заботу о пожилых людях «не родственникам», пусть даже суперпрофессиональным.
Стереотипный образ пансионата для пожилых: обшарпанные стены, старые матрасы и грубые санитарки. На самом деле стандарты в этой сфере смещаются в сторону большего комфорта. И, вероятно, лучшие примеры заботы о старшем поколении помогут со временем перестроить общественное мнение. Полностью вывести непростую сферу услуг из тени и сделать ее по-настоящему цивилизованной — задача и правда важная, комплексная, и требующая открытого, обстоятельного диалога и взаимодействия многих сторон и ведомств.
Сегодня же многим знакома нравственная дилемма. Пусть пожилые люди живут дома? Даже в одиночестве? Или кому-то жертвовать собственной работой и самому примерять роль сиделки-самоучки? Или кто-то научит, как ухаживать за людьми, в том числе после инсульта, инфаркта, с переломами шейки бедра или с деменцией и Альцгеймером? А, может, пансионат — оптимальный вариант?..
И правда безответственно игнорировать тот дискомфорт и те риски, которые «подкарауливают» пожилых людей дома. Где взять тех, кто сможет быть рядом, когда нужно, казалось бы, элементарное — дать стакан воды, проконтролировать прием лекарств, помочь встать, одеться, дойти до туалета, перекусить или просто перевернуться в кровати?
Всё-таки с возрастом все мы становимся более уязвимыми, ранимыми, практически беззащитными. И хотелось бы гарантий заботы. В том числе и от государства, да.