В Новом Театре под руководством Эдуарда Боякова идет публицистический спектакль «Государев венец». «Профиль» побеседовал о взаимоотношениях церкви и театра и о роли искусства в современной России с его соавтором, членом Союза писателей РФ, протоиереем Артемием Владимировым.
– Как известно, одно из детищ русской культуры – театр Фёдора Волкова в Ярославле – родилось в имперской России. Его корни восходят к театральным действам времен Алексия Михайловича Тишайшего и, безусловно, к театральной традиции Западной Европы.
Мы помним, что знаменитые святители XVIII столетия жестко порицали скоморошные народные игрища, связанные с разгулом страстей; но уже в конце XVIII – начале XIX столетия в нашу светскую литературу вошли переводы знаменитых драматургов Европы. Их произведения со сложной психологической подоплекой и глубокой нравственной проблематикой заставили ревнителей благочестия несколько иначе взглянуть на театральное творчество.
– Святитель Димитрий Ростовский обязал преподавателей русского языка создавать театральные «пиесы» и ставить их в семинарии для общего развития учащихся. Фонвизин с его «Недорослем» надолго завоевал симпатии общества, а Пушкин и Лермонтов возвели русскую драму на недосягаемую и поныне непревзойденную высоту.
– Театр до появления кинематографа в своем светском амплуа держал пальму первенства в воздействии на умы и сердца городской публики, во многом отражая ее идейные искания. Особенно это характерно для советского периода, секулярного в отношении к Церкви. Увы, в наше время, в связи с деградацией культуры и нравственного состояния постсоветской России, иные театры откровенно служат падшим вкусам публики. И, напротив, декларированный совсем недавно примат нравственных ценностей дал импульс к созданию театральных постановок высокой (с этической точки зрения) проблематики.
– Любой вид искусства приносит зрителю отдохновение от «трудов праведных», но по пушкинской формуле «искусство должно быть величаво», а его цель – «чувства добрые» «в народе пробуждать».
В этом ответственность деятелей искусства перед обществом и собственной совестью.
– Сфера искусства и воплощения художественного замысла всегда требует таланта. Шекспир не будет скучен никогда, притом что его пьесы ставят своих героев пред нравственным выбором и рассматривают судьбу человека под знаком вечности. Настоящее произведение не может превратиться в лубок или агитку, а время непременно вынесет свой беспристрастный суд, либо списывая драму в утиль и архивируя ее, либо обеспечивая ей жизнь от столетия к столетию.
– Идея публицистического спектакля «Государев венец» целиком и полностью выношена талантливейшим сценаристом – артисткой Ларисой Бравицкой, известной ныне и в мире кино, и литературы.
А опирался ее замысел на мой поэтический труд «Царский венец», написанный к столетию мученической кончины святой августейшей семьи.
Мне, как пастырю, отведена в этом публицистическом спектакле, конечно же, не «роль», но особое место: размышление-экспромт, обращенное к аудитории. Это, по существу, диалог со зрителем в течение всего спектакля.
Каждый раз я избираю для себя смысловую доминанту (красота, любовь, смирение, благородство) и держусь ее, как за золотую нить, черпая в истории царственных страстотерпцев и их личностях бесконечно разнообразный и благодатный материал.
– Для священника, с его благоговейным отношением к царю-батюшке, и одновременно литератора, педагога участие в царском вечере и радостно, и ответственно, впрочем, как и всякое общение с душами людей, раскрытыми навстречу нравственному идеалу.
Я не имел случая узнать у церковного руководства, каково его отношение и впечатление от спектакля, но мои собратья-пастыри и их матушки, равно и воцерковленная аудитория отзываются о нашей общей работе с артистами Нового Театра высоко и позитивно.
– Для меня, как педагога, очень важна тема нравственного и эстетического воспитания молодежи. Спектакль «Государев венец» с этой точки зрения особенно актуален и вызывает неизменный интерес у думающей, серьезной публики.
Не будем снимать со счетов и общественно-политическую проблематику.
Святейший патриарх Кирилл однажды сказал, что русская идея есть не что иное, как идея сакральной, освященной Богом власти на Руси и ее ответственности пред Всевышним за свои деяния.
Не секрет, что антихристианская, глобалистская власть тьмы оформлена в образе «коллективного монарха», в связи с чем тема «удерживающего» более чем насущна, когда мы касаемся страдальческой судьбы последнего самодержца «Великия, Малыя и Белыя Руси».
– Жанр проповеди диаметрально противоположен пропаганде, ибо игнорирует всякую агитацию как недопустимое психологическое давление на людские души. Но, разумеется, со сцены Нового Театра священник может предложить зрителю и слушателю только нравственное или религиозно-философское размышление в духе свободной и непринужденной беседы.
Для меня главное – создать доверительную, исповедальную атмосферу нашего общения; а конечную творческую цель спектакля я бы определил так: мы делимся с современной публикой любовью к царской семье, жизнь и смерть которой были пронизаны торжествующей любовью к Богу и людям.
Это и есть самое главное, что сегодня народ должен знать о русском царе как отце нации и ее небесном предстателе за Отчизну у престола Божия.
– Важно не только освободить ум и сердце обывателя от навязанных ему массмедиа карикатурных и низкопробных представлений о последнем царствовании, но и осознать значимость собственного нравственного самоопределения для судеб современной России, понять для себя, кто ты: созидатель или разрушитель? «Наш ли еси или от супостат наших?»
Я не скажу «за всю Одессу», ибо обобщения всегда хромают. Но одно несомненно, что СВО стала водоразделом нашей истории и началом новой эпохи в жизни России. Эта эпоха породила своих героев и воскресила, как многим казалось, навсегда погребенные в прахе цинизма и растления идеалы долга и чести, добра и жертвенной любви к Отчизне. А ведь именно ради них, этих идеалов, наш государь и принял, вместе с супругой и детьми, мученическую кончину.
– Мы живем в сложное, но и прекрасное время, когда от твоей личной инициативы зависит очень многое. Нельзя не приветствовать возвращение в среднюю школу духовно-нравственных дисциплин.
Однако перед нами – законодателями и политиками, деятелями искусств и пастырями, военными и педагогами, родителями и детьми – стоит сегодня несравненно более обширная задача: взращивание в себе образа Божия, личностного начала, обретение подлинной человечности. Это совершенно невозможно без церкви и ее таинств, без православия как образа мысли и жизни, но этому же должны служить культура и искусства, а значит, и российский театр, если он сознает свою ответственность пред историей и не хочет кануть в небытие.