Часто покупки вызывают положительные эмоции, но, когда этот процесс сопровождается чувством упущенной выгоды и FOMO-эффектом, радость от покупки может смениться тревожностью и ощущением упущенной выгоды. Почему возникает стресс в период распродаж, "Газете.Ru" рассказала коммьюнити-директор сервиса онлайн-психотерапии Ясно, практикующий психотерапевт Екатерина Артеменко.
"Распродажи могут неосознанно напоминать нам о базовых экзистенциальных вопросах, таких как одиночество, конечность жизни, свобода или любовь. Эти размышления неизбежно сопровождают нас на протяжении всей жизни, а их осознание часто вызывает у человека усиление тревоги. Стремление избежать подобных переживаний — естественная реакция нашей психики. Чтобы отвлечься от них, мы нередко прибегаем к таким занятиям, как бесконечный шопинг в интернет-магазинах или покупка бесполезных вещей", - объяснила она.
Также, стресс обусловлен желанием обладать и потерей истинной ценности.
"В эпоху потребления желание обладать чем-то становится сильным стимулом, который часто перевешивает рациональность. Маркетинг и реклама создают искусственные потребности, из-за чего мы начинаем считать, что какой-либо товар необходим, даже если в реальности он нам не нужен. Это приводит к тому, что ценность товара становится больше связана с его престижем или эмоциональной привлекательностью, чем с реальной пользой", - отметила психолог.
"Третья причина - иллюзия упущенной выгоды в период акций.
"Во время распродаж и специальных предложений у людей формируется ощущение, что они обязаны воспользоваться этой возможностью, иначе потеряют шанс получить нечто ценное "по самой выгодной цене". В такие моменты необходимо замедляться и замечать, что происходит с телом и эмоциями. Важно уметь дифференцировать собственные состояния, чтобы уметь управлять тревожными мыслями и стрессом. Не переживайте, если у вас получится это не сразу, данный навык требует регулярной практики. Например, навык управления тревожностью и заземления вы сможете обрести на сеансах терапии", - резюмировала она.