Психолог Аныкина: привлекайте ребенка к распределению семейного бюджета

Газета.Ru 13 часов назад 41
Preview

Если подросток просит купить ему что-то, что выходит за рамки бюджета и общего уровня жизни семьи, важно понять, когда это началось и что за этим стоит, рассказала "Газете.Ru" детский психолог для родителей Александра Аныкина.

"Представим ситуацию: ребенок долгожданный, единственный, родственники души в нем не чают. Все самое лучшее — ему, от лакомого кусочка до лучшей одежды и игрушек. Себе во всем откажем, но ребенок ни в чем нуждаться не будет. Конечно, к такому положению дел ребенок быстро привыкает. Время идет, аппетиты растут. Родители делают, что могут, но в какой-то момент их ресурс уже не тянет запросов. И конечно, это вызывает протест, требования, ссоры", — объяснила она.

Если ребенок еще не подросток, здорово с детства ставить его материальные интересы не в приоритет, а в логичную зависимость от ситуации в семье.

"Что это значит? Объяснять, а при возможности показывать, откуда берутся деньги и сколько их примерно есть в семье. Привлекать к распределению — что и когда мы покупаем, как мы платим за квартиру, как мы копим на то, что важно и нужно, как и исходя из чего выбираем место для отпуска и пр. Когда бюджет родителей для ребенка секрет, серая зона, то ему непонятно, почему нельзя каждый день покупать новую игрушку. Здорово, когда для покупок в семье есть правила. Скажем, покупаем то-то раз в неделю, то-то по потребности, а это планируем купить следующей зимой", — посоветовала психолог.

Если мама ходит со старым телефоном, а у ребенка последний айфон — это вызывает вопросы к распределению ресурсов в семье. Но и обратная ситуация тоже может быть спорной. Несомненно, в семье могут быть свои аргументы, почему у ребенка телефон старенький. Важно, чтобы эти аргументы были поняты и приняты самим ребенком.

"Как только появляется возможность, важно дать ребенку возможность зарабатывать самому. "Гарнизонные" распродажи старых вещей, прогулки с собакой соседа, онлайн подработки — все, что дает возможность понять ценность денег. Очень полезно показывать ребенку, как по-разному живут люди. Привлечь его к волонтерской деятельности, свозить в детский дом, привлечь к сбору мусора вокруг озера – вариантов много. Чем шире будет кругозор, тем больше вероятность, что ценность вещей не станет для подростка зависеть от стоимости или бренда", — отметила она.

Однако стоит помнить, что платить ребенку за домашние дела — это значит быть для него начальником, а не делить быт на равных. Складываются торгово-денежные отношения, и тогда требование денег и дорогих вещей более вероятно, раз родитель такой "богатый", что платит за вынос мусора.

"Представим другую ситуацию: родители делали все, что перечислено выше, ребенок никогда не требовал ничего сверх возможностей. И вдруг резко начал просить купить нечто дорогое — телефон, приставку. Самое важное понять, почему вдруг ему так важно иметь эти вещи. Как правило, они нужны ему для обретения статуса в кругу сверстников. И это очень важный момент в подростковом возрасте. И не менее важно войти в положение подростка и помочь ему. Это не значит купить все, чего он хочет. Но возможно, вы можете поддержать его в других способах обрести свое место в компании. Пригласить друзей в гости, устроить игру в "мафию", найти новые круги общения и интересы и так далее", — рассказала психолог.

При этом важно быть честными: если для родителей вещи, бренды и статус — важные понятия, то не стоит ждать от ребенка иного отношения. И наоборот: если вы своим примером показываете, что жизнь может быть интересной и насыщенной без крупных бюджетов, если у вас есть свои интересы, хобби, встречи — подключайте к ним подростка, показывайте ему жизнь в ее разнообразии.

"И помните, что самое ценное — это контакт с подростком и отношения с ним. И если вы не можете купить ему последний айфон, но можете провести время вместе и желанием услышать его — он оценит", — резюмировала психолог.

 

Читать в Газета.Ru
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'