«Культура» представляет подборку музейных путешествий для длинных выходных.
«Свет между мирами»
Истра, музей «Новый Иерусалим». До 8 ноября
Москва переживает бум проектов, посвященных советскому Востоку: точнее, искусству модернизма, осевшему на окраинах империи, где было чуть больше свободы. В Новой Третьяковке на выставке «Путь на Восток» показывают работы 1920–1940-х годов из собственной коллекции галереи. А в музей «Новый Иерусалим» привезли работы из Музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого — легендарной институции, основанной в Нукусе подвижником и собирателем Игорем Савицким, спасшим множество шедевров авангарда. Впервые нукусскую коллекцию показали в Москве в 2017-м: посетители Пушкинского музея смогли увидеть тогда более 250 произведений. Теперь на выставке встретились два собрания — Музея им. Савицкого и музея «Новый Иерусалим», обладающего, например, работами Александра Волкова, одного из классиков туркестанского авангарда, или представительницы неопримитивизма Ольги Соколовой, исколесившей Узбекистан. Выставка, охватывающая 1920–1930-е годы, нащупывает общие сюжеты в двух коллекциях и рассказывает о метафизических поисках той эпохи, о новом мире и его типажах, воплотившихся в портретах. А еще, конечно, о создании коллекций, не появившихся бы, если бы не упорство и смелость конкретных людей: прежде всего Игоря Савицкого, а в случае музея «Новый Иерусалим» — Людмилы Денисовой и Ларисы Чернениловой.
«Море великих. От Айвазовского до Кандинского»
Серпухов, Серпуховской историко-художественный музей. До 11 января 2026
Приближается сезон отпусков, и счастливчики вскоре отправятся на морские курорты. Те же, кто пока только мечтает о пляже, смогут найти утешение на выставке «Море великих. От Айвазовского до Кандинского». Это третий проект в отреставрированном пространстве «Каретный сарай» Серпуховского музея: здесь уже показывали работы Константина и Владимира Маковских, а также творения художников авангарда. В этот раз в ход пошла «тяжелая артиллерия»: от Боголюбова, Поленова и Левитана до Кандинского и советских пейзажистов. География изображенных сюжетов тоже обширна: Нормандия, Бретань, Черное и Средиземное моря, а также Баренцево. Визуальные впечатления дополнены ольфакторными, так что зрители, вероятно, смогут ощутить запах морского бриза. Всего представлено более 70 работ. В проекте участвуют крупнейшие российские музеи: от Эрмитажа и Русского музея до Третьяковской галереи.
«Станислав Юлианович Жуковский (1875–1944). К 150-летию со дня рождения»
Тверь, Тверская областная картинная галерея. До 7 сентября
Станислав Жуковский вошел в историю как певец дворянской усадьбы. Он учился в Москве у Сергея Коровина и Василия Поленова и всей душой полюбил импрессионизм, став адептом его русского извода. Сюжеты его картин были вполне традиционные: горные речки, таинственные леса и, конечно, дворянские усадьбы — бесконечные анфилады комнат, уставленные предметами старины. Неудивительно, что с подобной «программой» художник не вписался в послереволюционную реальность. Его первую персональную выставку в 1921 году критики разругали в пух и прах, хотя зрители приняли тепло. В 1923-м Жуковский уехал в родную Польшу и, несмотря на уговоры друзей, в том числе Исаака Бродского, отказался возвращаться в Москву. Финал его жизни оказался трагическим: художник погиб в нацистском концлагере осенью 1944 года.
О Жуковском вновь вспомнили в 70-е, когда в Москве, Минске и Ленинграде прошли выставки, приуроченные к 100-летию со дня его рождения. И все же он до сих пор остается недооцененным художником. Нынешний проект, организованный совместно с Тверской областной картинной галереей и Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров, посвящен 150-летию со дня рождения мастера и представляет работы из частных собраний Москвы и Петербурга.
«Наивно»
Суздаль, Суздальский кремль. До 20 июля