Прочь из Москвы: какие выставки посмотреть недалеко от столицы

Культура 23 часов назад 20
Preview

«Культура» представляет подборку музейных путешествий для длинных выходных.

«Свет между мирами»
Истра, музей «Новый Иерусалим». До 8 ноября


Москва переживает бум проектов, посвященных советскому Востоку: точнее, искусству модернизма, осевшему на окраинах империи, где было чуть больше свободы. В Новой Третьяковке на выставке «Путь на Восток» показывают работы 1920–1940-х годов из собственной коллекции галереи. А в музей «Новый Иерусалим» привезли работы из Музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого — легендарной институции, основанной в Нукусе подвижником и собирателем Игорем Савицким, спасшим множество шедевров авангарда. Впервые нукусскую коллекцию показали в Москве в 2017-м: посетители Пушкинского музея смогли увидеть тогда более 250 произведений. Теперь на выставке встретились два собрания — Музея им. Савицкого и музея «Новый Иерусалим», обладающего, например, работами Александра Волкова, одного из классиков туркестанского авангарда, или представительницы неопримитивизма Ольги Соколовой, исколесившей Узбекистан. Выставка, охватывающая 1920–1930-е годы, нащупывает общие сюжеты в двух коллекциях и рассказывает о метафизических поисках той эпохи, о новом мире и его типажах, воплотившихся в портретах. А еще, конечно, о создании коллекций, не появившихся бы, если бы не упорство и смелость конкретных людей: прежде всего Игоря Савицкого, а в случае музея «Новый Иерусалим» — Людмилы Денисовой и Ларисы Чернениловой.

«Море великих. От Айвазовского до Кандинского»
Серпухов, Серпуховской историко-художественный музей. До 11 января 2026


Приближается сезон отпусков, и счастливчики вскоре отправятся на морские курорты. Те же, кто пока только мечтает о пляже, смогут найти утешение на выставке «Море великих. От Айвазовского до Кандинского». Это третий проект в отреставрированном пространстве «Каретный сарай» Серпуховского музея: здесь уже показывали работы Константина и Владимира Маковских, а также творения художников авангарда. В этот раз в ход пошла «тяжелая артиллерия»: от Боголюбова, Поленова и Левитана до Кандинского и советских пейзажистов. География изображенных сюжетов тоже обширна: Нормандия, Бретань, Черное и Средиземное моря, а также Баренцево. Визуальные впечатления дополнены ольфакторными, так что зрители, вероятно, смогут ощутить запах морского бриза. Всего представлено более 70 работ. В проекте участвуют крупнейшие российские музеи: от Эрмитажа и Русского музея до Третьяковской галереи.

«Станислав Юлианович Жуковский (18751944). К 150-летию со дня рождения»
Тверь, Тверская областная картинная галерея. До 7 сентября


Станислав Жуковский вошел в историю как певец дворянской усадьбы. Он учился в Москве у Сергея Коровина и Василия Поленова и всей душой полюбил импрессионизм, став адептом его русского извода. Сюжеты его картин были вполне традиционные: горные речки, таинственные леса и, конечно, дворянские усадьбы — бесконечные анфилады комнат, уставленные предметами старины. Неудивительно, что с подобной «программой» художник не вписался в послереволюционную реальность. Его первую персональную выставку в 1921 году критики разругали в пух и прах, хотя зрители приняли тепло. В 1923-м Жуковский уехал в родную Польшу и, несмотря на уговоры друзей, в том числе Исаака Бродского, отказался возвращаться в Москву. Финал его жизни оказался трагическим: художник погиб в нацистском концлагере осенью 1944 года.

О Жуковском вновь вспомнили в 70-е, когда в Москве, Минске и Ленинграде прошли выставки, приуроченные к 100-летию со дня его рождения. И все же он до сих пор остается недооцененным художником. Нынешний проект, организованный совместно с Тверской областной картинной галереей и Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров, посвящен 150-летию со дня рождения мастера и представляет работы из частных собраний Москвы и Петербурга.

«Наивно»
Суздаль, Суздальский кремль. До 20 июля


Владимиро-Суздальский музей-заповедник не случайно открыл выставку, посвященную наивному искусству: в 70–80-е в составе музея существовал Музей самодеятельного творчества народов РСФСР, одним из первых начавший собирать подобные работы. Нынешний проект представляет четырех художниц, чьи имена хорошо известны любителям «наива». Прежде всего это Анна Дикарская, родившаяся в конце XIX века и участвовавшая как сестра милосердия в Первой мировой и Гражданской, где она служила в санитарных частях армии Буденого. Рисовать Анна начала поздно, в 67 лет, и быстро получила известность. Еще одно знаковое имя — Нина Варфоломеева. Рано потерявшая родителей, она работала в колхозе, затем много лет трудилась маляром. На художественные эксперименты ее вдохновила картина, написанная другим непрофессиональным художником — слесарем. Муж смастерил для Нины мольберт, и она стала работать, участвовать в конкурсах и в конце концов получила письмо от Музея самодеятельного творчества, предложившего купить несколько произведений. Елена Волкова, землячка Ильи Репина, работала помощником киномеханика на передвижной киноустановке. Живописью увлеклась только в 45 лет, причем ее работы привлекли внимание одного из самых именитых искусствоведов — Михаила Алпатова. Она первой из художниц-наивистов удостоилась «персоналки» в Третьяковской галерее. Наконец, Ирина Тихомирова, принадлежащая к младшему поколению наивных художников, вышла из ленинградского андерграунда. Ее работы — приглашение в особую вселенную, яркую, необычную, вдохновленную народным искусством и творениями Пиросмани.

Фотографии предоставлены ГМИ Каракалпакстана им. И.В. Савицкого и (на анонсе) Государственным Владимиро-Суздальским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. 

 

Читать в Культура
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'