
В Каменске-Уральском подходит к финалу процесс над Виктором Петриченко, который 30 лет скрывался от правосудия после жестокого убийства семи человек. Несмотря на чудовищность преступления, гособвинитель запросил для подсудимого 14 лет и 11 месяцев колонии. Эксперт по контролю и принятию решений под давлением, писатель, кандидат юридических наук и полковник юстиции Евгений Лубков в эксклюзивном комментарии для «Аргументов недели» объяснил, почему такая мягкость закона является опасным прецедентом.
Трагедия, детали которой шокируют даже опытных следователей, произошла в новогоднюю ночь с 1993-го на 1994-й год. Виктор Петриченко познакомился на вокзале Екатеринбурга с семьей из Перми. Решив, что новые знакомые обеспечены, он вошел в доверие и напросился в гости. В разгар праздника преступник подмешал в водку клофелин.
Когда взрослые уснули, Петриченко хладнокровно убил пятерых человек слесарным молотком. Затем он выманил на кухню двоих детей (12 и 13 лет) и расправился с ними тем же способом. Ограбив квартиру, он исчез на три десятилетия и был обнаружен лишь в 2025 году в Амурской области. Теперь, когда Петриченко полностью признал вину, прокурор запросил для него срок, едва превышающий два года за каждую отнятую жизнь.
Евгений Лубков, полковник юстиции, считает, что история новогоднего «клофелинщика» — это не просто старое уголовное дело, а серьезный вызов современному обществу. «Спокойно, чётко, без истерики: если ты совершаешь тяжкое преступление — ты делаешь свой выбор. И этот выбор означает, что ты больше не можешь жить в обществе. Это не месть. Это граница», — подчеркивает Евгений Лубков.
По мнению эксперта, в нормальном государстве защита жизни и здоровья граждан — это фундамент, на котором держится всё остальное. Однако нынешние реалии заставляют задуматься о перекосе в системе правосудия.
«Вам не кажется, что мир сошёл с ума? Или мы просто привыкли к новостям, которые должны переворачивать всё внутри? Семь жизней — и пятнадцать лет. Мы любим говорить о гуманности и о том, что наказание должно давать шанс. Но самыми беззащитными в итоге оказываются жертвы. Они не получают второго шанса. Их семьи не получают возможности "вернуться к нормальной жизни". Для них наказание уже окончательное», — отмечает полковник юстиции.
Евгений Лубков акцентирует внимание на том, что подобные приговоры подрывают веру в безопасность. Нормальные люди хотят жить спокойно: отпускать детей в школу, праздновать праздники в кругу семьи и не думать о том, что рядом может оказаться человек, для которого чужая жизнь — это просто способ заработать.
«Сон разума рождает чудовищ. Но ещё страшнее — когда разум бодрствует, видит подобные истории и продолжает считать такие приговоры "достаточными". Вопрос простой: кого мы защищаем в первую очередь — тех, кто соблюдает закон, или тех, кто его растоптал? Почему человек, сознательно уничтоживший семь жизней, потенциально может вернуться в общество?» — задается вопросом Евгений Лубков.
Полковник юстиции убежден: за преступления, связанные с осознанным лишением жизни, особенно женщин и детей, должно быть предусмотрено только пожизненное лишение свободы без права на УДО. Это должно стать не актом жестокости, а жестким принципом защиты общества, о котором нужно говорить еще со школьной скамьи.
Пока суд готовится огласить решение, дело Петриченко остается напоминанием: когда правосудие становится слишком «гуманным» к палачам, оно становится жестоким к тем, кто соблюдает закон.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: