Для многих людей в России, да и за ее пределами Северная Корея уже много десятилетий – своего рода страна-мем. В лучшем случае она служит объектом шуток (порой довольно злых), а в худшем – ее воспринимают, как место, где может произойти все самое плохое. Поэтому неудивительно, что время от времени в СМИ появляются совершенно дикие рассказы о жизни КНДР, и им охотно верят.
Можно вспомнить, например, как в 2014 году по всему земному шару разлетелась новость: телевидение Северной Кореи сообщило о выходе ее сборной в финал чемпионата мира по футболу. Причем якобы в КНДР были даже показаны фрагменты победных матчей. Как позже выяснилось, авторы этого фейкового сообщения хотели подчеркнуть, что в закрытой стране с авторитарным режимом официальная пресса пудрит гражданам мозги и может полностью исказить их представления о внешнем мире. В целом этот тезис верен. Но обосновывать его надо как-то иначе, а не путем запускания «уток» на ленты новостных агентств. Тем более что в Северной Корее показывали реальные трансляции с ЧМ, и зрители никаких иллюзий по поводу успехов сборной не питали.
[embed]https://profile.ru/abroad/chto-proizoshlo-s-kndr-za-10-let-p...[/embed]
Другой нашумевшей историей стал рассказ о том, как Чан Сон Тхэк, высокопоставленный северокорейский чиновник, был в 2013 году казнен экзотическим способом – его бросили на съедение голодным псам. Эта история при всей своей чернушной красочности (постепенно она обрастала совсем уж гротескными подробностями) не имела никакого отношения к действительности: Чан Сон Тхэка действительно казнили, но вполне традиционным способом – он был расстрелян.
Иногда распространение таких фейков становится результатом злого умысла – их вбрасывают самые разные политические силы и группы, заинтересованные в том, чтобы дискредитировать Северную Корею. В других случаях фальшивые новости восходят к слухам, которые циркулируют в самой Северной Корее или же среди проживающих в Китае корейцев, тесно связанных с КНДР. Бывают и совершенно комические ситуации. Например, о том, что Чан Сон Тхэк был скормлен собакам, сначала написал китайский сатирический блог (своего рода аналог российского ), его, несколько перефразировав, процитировал гонконгский таблоид, оттуда информация без указания первоисточника перекочевала на страницы респектабельной сингапурской газеты The Straits Times, а уже оттуда начала свой победный марш по всему миру.
[caption id="attachment_1717336" align="aligncenter" width="1200"] Чан Сон Тхэк и лидер КНДР Ким Чен Ын (слева)[/caption]
Хотя, как только что было показано, зачастую появление фейков о КНДР можно объяснить чьей-то некомпетентностью («у каждой ошибки есть имя и фамилия»), они не расходились бы столь внушительными тиражами, если бы на то не было объективных причин.
Во-первых, вклад в возникновение фейков парадоксальным образом внесли северокорейские официальные издания на иностранных языках. Их публикации – это неуклюжие, буквальные переводы северокорейских текстов, которые своей стилистикой на неподготовленного читателя производят странное впечатление.
Во-вторых, предпринимаемые северокорейским руководством попытки держать страну максимально закрытой, изолированной от внешнего мира приводят к тому, что проверить рассказы о КНДР в большинстве случаев невозможно. Следствием этого стало возникновение двух мифов о Северной Корее – черного (концентрирующего всё плохое) и белого (игнорирующего реальные проблемы). Причем черный миф естественным образом становится питательной средой для небылиц.
[embed]https://profile.ru/abroad/pravda-li-chto-severokorejcy-opyat...[/embed]
В-третьих, у Северной Кореи уже давно сложилась репутация иррациональной и непредсказуемой страны, во главе которой стоит довольно «отмороженная» семейка. Из этого делается вывод: в КНДР действительно может произойти что угодно. Примечательно, что сами северокорейские власти сознательно поддерживают этот миф, поскольку он служит дополнительной гарантией безопасности: кто же захочет связываться с «непредсказуемым режимом», имеющим в своем распоряжении ядерное оружие?
Наконец, имело место и такое обстоятельство: Северная Корея, страна, прямо скажем, небольшая и бедная, в последние несколько десятилетий играла на мировой арене роль, непропорциональную ее реальному калибру. Многое из того, что было сказано выше о КНДР, относится и к, например, такой стране, как Эритрея, однако очевидно, что это небольшое африканское государство куда меньше занимает создателей фейков.
Нельзя не признать и того, что распространению слухов и всевозможных уток немало способствовала своеобычность северокорейских законов и правил. Некоторые из запретов и инструкций, реально существующих в КНДР, кажутся иностранцам странными, так что на их фоне бывает легко поверить и выдуманным историям. Например, время от времени в печати появляются утверждения о том, что в КНДР существует официально утвержденный список разрешенных мужских стрижек. Это неправда. Но поверить такому утверждению не так уж и сложно, ведь некоторые нормы, касающиеся внешнего вида граждан, действительно регулировались законодательно. Например, долгие годы кореянкам грозил штраф за «буржуазные» джинсы и туфли на высоких каблуках, более того, не приветствовалось и ношение дамами брюк (исключение делалось, только если штаны были частью рабочей спецодежды).
[caption id="attachment_1717338" align="aligncenter" width="1200"] Вопреки встречающимся в западной прессе публикациям, северокорейские мужчины вольны выбирать для себя любые стрижки[/caption]
Тем не менее создается впечатление, что в последнее время диких публикаций о КНДР стало существенно меньше как в мировой, так и в российской прессе. В своем большинстве даже те фейки, которые по-прежнему время от времени появляются в СМИ, родились еще лет 10–15 назад. Эти изменения могут быть обусловлены несколькими причинами.
Первая – локальная, и касается она только российских СМИ. После подписания в июне 2024 года нового межгосударственного соглашения КНДР превратилась в одного из немногочисленных «официальных» союзников Москвы. При этом участие северокорейских военнослужащих в освобождении Курской области, о котором после некоторых колебаний обе стороны все-таки сообщили открыто, стало первым за многие годы случаем использования контингента страны – союзника в конфликте, в котором решающую роль играют российские войска. Это, разумеется, повлияло на отношение к КНДР – говорить неприятные вещи о боевом товарище как-то не очень удобно. Правда, в этих условиях объектом самоцензуры стали не только потенциальные фейки, но и вполне правдивые сообщения, содержание которых, как кажется авторам или редакторам, пятнает образ КНДР. Иначе говоря, в отношении Северной Кореи зачастую стал действовать принцип: о союзнике – или хорошо, или ничего.
Однако фейковых сообщений о КНДР стало меньше не только в российской печати – кажется, это уже глобальное явление. Отчасти оно отражает общее снижение интереса к северокорейской тематике в мировых СМИ. В период 2006–2019 годов Пхеньян с его ядерными испытаниями, запусками ракет и громкими заявлениями был одним из немногочисленных «возмутителей спокойствия» в относительно стабильном мире. Северокорейская ядерная программа считалась тогда важнейшей угрозой режиму нераспространения и находилась в центре внимания и Совбеза ООН, и великих держав. Если же говорить о периоде 2017–2019 годов, то тогда президент Трамп превратил отношения с Пхеньяном если и не в самое важное, то уж точно в самое распиаренное направление американской внешней политики.
[embed]https://profile.ru/abroad/velikie-i-nepobedimye-chto-predsta...[/embed]
Однако после 2019-го мир изменился, и то, что еще недавно считалось глобальным вызовом, стало восприниматься как мелкая неприятность. Череда войн на Ближнем Востоке, российско-украинский конфликт и, главное, начавшееся американо-китайское противостояние отвлекли внимание от КНДР. Способствовало смещению фокуса внимания и то, что северокорейское руководство после 2019 года ведет себя с нехарактерной для него прежде осторожностью, в частности, воздерживаясь от ядерных испытаний.
Есть и еще одна причина: в течение последних пяти-шести лет руководству КНДР удалось почти полностью закрыть границу с Китаем, которая до этого на протяжении десятилетий почти не охранялась. В результате число людей, нелегально покидающих страну, значительно снизилось. Между тем именно они становились авторами самых невероятных сплетен, правдоподобие которым придавало то, что распространяли их «очевидцы».
Пока не ясно, как на ситуации скажется увеличение турпотока из России в КНДР. Хотя путешественников стало больше, цифры все равно незначительные, и ни о каком «открытии страны» для иностранцев говорить не приходится. Тем более что все туристы находятся под постоянным жестким контролем и сами это отлично понимают. Тем не менее, по мере того как будет расти число россиян, своими глазами посмотревших на жизнь в Северной Корее, начнет потихоньку меняться и имидж этой страны. Ореол экзотичности, радикальной инаковости будет истончаться, а фантазии о КНДР – вызывать все меньше доверия.