Детей начинают развивать с раннего возраста. Их водят на занятия, читают книги, выбирают развивающие игры. И это правильно. Но в какой-то момент от ребенка может прозвучать тревожное "я не хочу!" Он устал, капризничает, теряет интерес. У родителей возникает вопрос: а не слишком ли мы перегружаем? Может, пусть побудет просто ребенком? Как найти баланс в этом вопросе, "Газете.Ru" рассказала Марина Май, кандидат педагогических наук, руководитель центров "Арт Академия-Академия Отличий".
"На самом деле, баланс между развитием и свободой возможен и необходим. Первые годы жизни — это время колоссального роста. До 6 лет в мозге ребенка формируются миллиарды нейронных связей. Восприятие мира, речь, мышление и внимание развиваются особенно активно. Если этот период упустить, то потом "догонять" будет не просто гораздо сложнее, а фактически невозможно. Раннее развитие — это не ранняя учеба. Это возможность мягко, в игровой форме познакомить ребенка с собой, миром и своими возможностями. Это инвестиция в его уверенность и самостоятельность", — объяснила эксперт.
Когда, не учитывая особенностей своего чада, родители болезненно реагируют на ошибки или транслируют определенные ожидания, у ребенка формируется синдром отличника — желание быть идеальным, бояться ошибок, стараться "угодить". Он боится не оправдать эти ожидания и перестаёт радоваться процессу.
"На другом полюсе — синдром "не хочу". Ребенок отказывается от занятий, теряет интерес, протестует. Родители пугаются и отступают: "Наверное, мы переусердствовали. Оставим его в покое". И здесь очень важно понимать: "не хочу" не всегда означает перегрузку", — отметила она.
Иногда это: возрастной кризис: (например, 3, 5 или 7 лет), когда ребенок учится заявлять о себе и проверяет границы дозволенного; модель поведения: каприз — как способ манипулировать взрослыми; страх ошибки: если ребенка раньше часто хвалили только за результат, он может бояться начинать что-то новое.
"Развитие — это процесс. Он может быть неровным, но он должен идти вперед. Перегружает не количество занятий, а неправильная организация самого процесса. Как пример — занятия по подготовке к школе, которые проводятся за партами, со множеством письменных заданий. А между тем, несозревшая для такой подачи и деятельности психика ребенка, как раз может дать сбой и вообще отбить желание учиться", — объяснила педагог.
Сегодня модно говорить о важности "детства без расписания". Но свобода — это не бездействие. Это возможность ребенка пробовать, ошибаться, учиться.
"Да, ребенку нужно играть, скучать, фантазировать. Но ему также важно научиться усилию, преодолению, доведению до конца. Когда есть только "хочу" — ребенок не научится справляться с трудностями. А они точно будут. Детям нужны ориентиры. Нужны правила. Нужны границы, в которых они чувствуют себя в безопасности. Если мы позволяем "не хочу" управлять решением — мы формируем привычку избегать усилий. Если же мы мягко, с уважением, но последовательно ведем ребенка дальше — мы формируем привычку преодолевать трудности и гордиться собой", — отметила эксперт.
Родительство — это всегда про баланс. Родители — это не "поставщики комфорта", а проводники, которые помогают пройти через сложности. Любовь — это не всегда согласие. Это иногда и спокойное: "Да, ты не хочешь, но мы сделаем — и потом ты сам порадуешься, что получилось".
"Итак, раннее развитие — это не гонка, а путь. На этом пути возможны капризы и трудности. Но отказываться — значит лишать ребенка важнейших шансов. Именно поэтому раннее развитие — не только про интеллект. Это про характер. Про внутреннюю опору. Про привычку думать, пробовать, делать, а не избегать. Дайте ребенку свободу — но внутри разумных границ. Помогайте — но не подменяйте усилия. Поддерживайте — но и направляйте", — резюмировала педагог.