От Феллини до Захарова: какой получилась «Репетиция оркестра» в «Ленкоме»

Культура 8 часов назад 14
Preview

Театр «Ленком» представил премьеру спектакля «Репетиция оркестра». Режиссер Владимир Панков осуществил постановку по мотивам одноименного культового фильма Федерико Феллини как приношение авторскому театру великого Марка Захарова.

Владимир Панков стал художественным руководителем «Ленкома» в январе 2025 года. Театр переживал тогда пятилетку сиротства — Марк Анатольевич Захаров, чье имя сегодня носит театр, руководил «Ленкомом» 45 лет и ушел из жизни осенью 2019-го. «Репетицию оркестра» позиционируют как режиссерский дебют нового худрука, что, конечно, верно. Но при таком летоисчислении могут выпасть возрожденные нынешней дождливой осенью «Задворки» — так назывались легендарные вечера в ленкомовском дворике, появившиеся в период безвременья конца 80-х. «Задворки»-2025 получились путеводителем по вселенной «Ленкома», невольно вспомнились слова товарища Сухова, написанные Марком Анатольевичем: «И пришел мне черед домой возвратиться, чтобы с вами вместе строить новую жизнь в милой сердцу родной стороне». Владимир Панков начал «строить новую жизнь» и подарил надежду, что «Задворки» не останутся разовой инициативой — они были знакомством нового художественного лидера с труппой, актеров — с режиссером. Сегодняшняя премьера — уже начало творческого сотрудничества.

«Репетиция оркестра»

Для старта в новый путь выбрали «Репетицию оркестра» — оттолкнулись от фильма Федерико Феллини и добавили зашифрованные воспоминания о ярком и мудром строителе театра Марке Захарове. Кинокартина великого неореалиста, снятая за полмесяца в жанре мокьюментари (вымышленная история, «притворившаяся» документальной), — это художественная гипербола, в которой закодированы социальные, психологические и политические метафоры и аллюзии. Панков создал мощный спектакль, взяв за основу крепкий каркас фильма, некоторые фрагменты сценария сохранены, многие — переосмыслены и дописаны. Оркестр — коллектив единомышленников, ведомый творцом, перерождается в разгневанную озлобленную толпу, мчащуюся к катастрофе. Музыкальный коллектив в спектакле — аллегория любой художественной институции со своей иерархией и традициями, успех которой обеспечивает не только лидер, но и вся команда. Зрители попадают в закулисье, туда, где рождается магия искусства. И там же нередко разрушаются надежды.

«Репетиция оркестра»

Количество участников (больше ста!) ошеломляет: все поколения труппы «Ленкома», от новичков до звезд, ансамбль «Аракс» и приглашенные музыканты. Получился шумный, многолюдный, энергичный, талантливый спектакль. Открывается действие появлением на авансцене Телережиссера (Иван Агапов), который задумал снять часовой сюжет о репетиции оркестра и рассуждает о том, «какую структуру придать документальному фильму». Придумывает взять интервью у музыкантов, спросить каждого о нраве и характере его инструмента и смысле искусства. Актерская органика Агапова поразительна — его речь всегда кажется только что родившейся импровизацией. Рядом с ним — девочка (Василисса Кудрякова), которая, игриво кривляясь, повторяет его жесты.

Потом на сцену скромно выходит немолодой и усталый Переписчик нот — прекрасная роль Александра Сирина. Он, хранитель истории, рассказывает, что это — старинная церковь, где могилы трех пап и семи епископов, а в XVIII веке Капелла превратилась в концертный зал и видела великих дирижеров, под сводами звучала великая музыка, а среди публики находились министры, послы, священники и приносили партитуры, чтобы с ними в руках слушать музыку... «Когда-то здесь была такая публика! Здесь царила совсем иная атмосфера!» Нам приходится поверить на слово. Художник-постановщик Алексей Кондратьев сочинил достаточно условную, вневременную декорацию, на которую проецируются крупные планы дающих интервью оркестрантов. На разных уровнях сцены — пюпитры с белыми листами нот, стулья, музыкальные инструменты. Атмосферу мастерски меняют художники по свету Евгений Виноградов и Анна Короткова.

«Репетиция оркестра»

«Репетиция оркестра»

За порядком следит большой, взъерошенный и бесстрастный Администратор оркестра (Сергей Степанченко). Он еще и лукав и хитер: «Я директор, я тень, которую никто не видит», — говорит он о себе. Актер держит зрителя в неослабевающем напряжении, и каждый его выход — договаривается ли он о гастролях или обсуждает сметы — яркая реприза. Рядом с ним Профсоюзный работник — забавный образ озабоченной и трогательной истерички создает Александра Волкова.

Имена персонажей связаны с музыкальными инструментами — об их характерах оркестранты и говорят в своих монологах, из отношения к ним складываются их привязанности, страхи, амбиции, взлеты и падения. Возникает впечатляющая галерея самобытных портретов музыкантов — доброжелательных и озлобленных, восторженных и разочарованных, хитрых и наивных. Первой появляется арфистка — на Александре Захаровой длинное, белое, почти подвенечное платье (художник по костюмам Ирэна Белоусова), и ее рассказы о снах, в которых она впервые увидела свой инструмент, полны романтики и чувственности. Гротескна и чудаковата флейтистка в исполнении Татьяны Кравченко — ее сбивчивый путаный монолог о своем скромном, нежном инструменте, его таинственном звучании и своей учебе в Калифорнии, идет под восторженный смех публики. Хороша «Мудрая скрипачка» Любови Матюшиной, она — правдолюб, трибун и даже провокатор. Как возвышенно воспевает свой инструмент «Трепетная скрипачка» Елены Степановой: «Скрипка — это бабочка, мотылек, взмах смычка». Скрипки представляют самые разные человеческие типы — есть еще скрипка «застенчивая» и даже «пьющая». Трогателен обаятельный кларнетист Андрея Леонова, которому его музыкальный друг помог «выбраться из тумана».

«Репетиция оркестра»

Дмитрий Певцов играет главную роль Дирижера — человека со сложной нервной организацией, в любую минуту готового сорваться на едкие замечания и пламенные речи. Они оказываются почти бессмысленными — «Галоп» Нино Роты упрямо рассыпается. Когда он проникновенно вспоминает своего великого учителя Копленского, чья рука рождала голос оркестра, или Переписчик нот переживает вновь минуты молодости, прожитые с уникальным человеком, который дирижировал с закрытыми глазами и видел все, — зрители могут воскресить в памяти образ Марка Захарова.

Музыка и пластика — полноправные и обязательные участники саундрамы. Ленкомовцы впервые опробовали этот творческий метод, и он им подошел. Что неудивительно: в театре на Малой Дмитровке давно узаконены музыкальные спектакли. В «Репетиции оркестра» немало ярких и запоминающихся эпизодов. Например, такой: после остроумных откровений барабанщиков начинается итальянский карнавал (замечательная работа хореографа Екатерины Кисловой), который перетекает в зрительный зал. Музыку сочинили композиторы Артем Ким и Сергей Родюков, узнаваемы популярные мотивы Нино Роты, песню «Оркестр террора» написал Александр Виста и темпераментно исполнил «Аракс».

9I6A3779-(900x506).jpg

Пережив ряд устрашающих событий, проходивших под дикие вопли «На мыло дирижера!», «На дыбу дирижера!», когда в ходе бунта пролилась невинная кровь и обвалилась стена Капеллы, — выходит робот-дирижер. Это — предостережение об опасности потерять искусство. «Репетиция оркестра» — соединяющий мостик между временами, способ объединения труппы через творчество, перезапуск театра на новый виток развития, о чем еще до премьеры говорили многие участники. Кажется невероятным, как ювелирно удалось соединить акцию и программное высказывание с виртуозной художественностью и неподдельной искренностью. Прошедшего не вернуть, но и забывать его не следует. В спектакле Владимира Панкова — мир спасет музыка.

Фотографии: Полина Королёва/предоставлены литературно-драматургической частью театра «Ленком Марка Захарова»

 

Читать в Культура
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'