
Пока президент требует прекратить использовать УК РФ как дубину в экономических спорах, на Северном Кавказе разворачивается очередной сюжет, до боли напоминающий громкое дело Александра Хуруджи. Снова структура «МРСК», снова выигранные бизнесменом арбитражные суды и снова — уголовное дело вместо оплаты долга. Только теперь место действия — Ингушетия, а в СИЗО оказался коммерческий директор ООО «РЭИ» Карен Балугян.
Важно подчеркнуть: вопросы есть к действиям конкретных должностных лиц регионального филиала и местных правоохранителей, а не о политике головной компании ПАО "Россети", которая на федеральном уровне последовательно выстраивает цивилизованные партнерские отношения с поставщиками и подрядчиками.
В своих последних выступлениях Владимир Путин прямо указывал прокурорам: жестко пресекать попытки давления на бизнес через уголовное преследование, когда за этим стоит желание «отжать» активы или не платить по счетам. Но складывается ощущение, для некоторых представителей «органов» в регионах слова главы государства — не указ.
История Карена Балугяна вполне типична для российского бизнеса: компания поставила оборудование, заказчик его принял, но платить отказался. Оборудование работает уже шесть лет, свет в домах горит, обеспечивая практически всю Ингушетию. Долг перед поставщиком подтвержден решениями Арбитражных судов, вплоть до Верховного суда РФ. Но вместо денег бизнесмен получил обвинение в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и камеру в СИЗО. Логика следствия поражает: попытку взыскать законный, подтвержденный судом долг, объявили... хищением.
Впрочем, обо всем по порядку.
Контракт, исполненный полностью
Уголовное дело № 12401260009000097, возбужденное 25 сентября 2024 года СУ МВД по Республике Ингушетия, формально касается хищения денежных средств ПАО «МРСК» по ч. 4 ст. 159 УК РФ. Фактически же в центре этого дела оказался человек, который, как следует из материалов, сам на протяжении нескольких лет был жертвой чужих финансовых манипуляций.
Речь идет о Карене Балугяне — бывшем коммерческом директоре ООО «РЭИ». Сегодня следствие называет его «организатором хищения». Однако весь массив документов, судебных решений и экспертиз рисует иную картину: Балугян не получал чужих денег, не распоряжался бюджетными средствами и не имел отношения к их распределению. Он лишь требовал вернуть долг, признанный судами всех инстанций.
История эта началась еще восемь лет назад. 14 сентября 2018 года Балугян, действуя как коммерческий директор ООО «РЭИ», подписывает договор поставки электротехнического оборудования № 77 с генеральным подрядчиком ООО «Проф-Строй». Речь идет о строительстве важнейшей для Ингушетии высоковольтной подстанции ПС 110/35/10 кВ «Плиево-Новая». Заказчик — ПАО «МРСК Северного Кавказа». Генподрядный договор между «Проф-Строем» и МРСК заключен еще 3 мая 2018 года.
ООО «РЭИ» исполняет договор в полном объеме. В период с января по апрель 2019 года на объект поставляется, монтируется и налаживается оборудование российских производителей. Весь комплект передан «Проф-Строю», а затем — заказчику. Это подтверждено накладными, транспортными документами, налоговой отчетностью, камеральными и выездными проверками, заводскими паспортами и сертификатами.
Подстанция введена в эксплуатацию и работает более шести лет. Экспертизы по уголовному делу в 2025 году прямо подтверждают: без этого оборудования ввод объекта был бы невозможен.
«Проф-Строй» получает от ПАО «МРСК Северного Кавказа» полную стоимость оборудования. Однако с ООО «РЭИ» рассчитывается не полностью. По данным на май 2019 года долг подрядчика перед поставщиком составляет свыше 84 миллионов рублей.
По инициативе самих «МРСК Северного Кавказа» и «Проф-Строя» оформляется договор уступки права требования № 15/05 ПС от 15 мая 2019 года. Такая схема, как установлено, была обычной хозяйственной практикой сторон в 2018–2020 годах. В рамках цессии ПАО «МРСК Северного Кавказа» выплачивает ООО «РЭИ» 39 миллионов. Невыплаченной остается чуть более 45.
И снова адвокаты показывают документы. Факт долга подтвержден: первичной бухгалтерией сторон, налоговой отчетностью и уплатой налогов, актами сверок, финансово-бухгалтерскими судебными экспертизами 2025 года. А также, в конце концов, решениями арбитражных судов, вступившими в законную силу. Этот долг никем не оспорен.
В сентябре 2019 года, понимая, что первый пусковой комплекс строительства завершается, Балугян официально требует погашения долга. В ответ — обещания и ссылки на некий акт выполненных работ, который якобы нужно поставить на учет после корректировки проектно-сметной документации, рассказывают юристы.
Речь идет об акте № 8/1 от 15 сентября 2019 года на сумму 66 247 945 рублей. По версии представителей «МРСК Северного Кавказа», иных актов якобы не существовало.
Балугян фиксирует переговоры, ведет переписку, делает записи совещаний. Но сроки оплаты ему не называют, работы по корректировке не ведутся. Тогда он запрашивает копию акта у подрядчика, направляет претензии и вынужденно, не добившись от своих «партнеров» обещанных денег, обращаться в суд. Именно этот шаг позже следствие объявит началом «преступного умысла».
Как потерпевший стал обвиняемым
В ходе арбитражных процессов выясняется, что иные акты выполненных работ, за счет которых долг перед ООО «РЭИ» должен был быть погашен в первоочередном порядке, от Балугяна умышленно скрыли.
Эти акты существовали. Денежных средств по ним было достаточно для полного расчета с ООО «РЭИ». Но деньги ушли не реальному поставщику, а на счета других организаций — в том числе дружественных должностным лицам ПАО «МРСК Северного Кавказа» и номинальных фирм, не имевших отношения к объекту, говорится в материалах стороны защиты.
Конкретные платежи зафиксированы в материалах уголовного дела, в том числе:
• № 15346 от 25.03.2020 — 31 327 401 рубль, ООО «СЭЛВУД»;
• № 15347 от 25.03.2020 — 85 069 рублей, ООО «СЭЛВУД» и так далее.
Именно эти деньги, предназначенные ООО «РЭИ», были выведены на счета третьих лиц в обход договора цессии, утверждают адвокаты.
При этом финансово-бухгалтерская экспертиза указывает, что должностные лица «МРСК Северного Кавказа» знали, что платят «не тем» и «не туда».
Отдельный эпизод — акт № 8/1 от 15.09.2019. Следствие объявляет его «недействительным». Однако экспертизы показывают, что действительная часть акта превышает 53 млн рублей — более чем достаточно, чтобы закрыть долг перед ООО «РЭИ» в 45,3 млн.
После многолетних судов долг взыскан принудительно. Позиция ООО «РЭИ» подтверждена судами всех инстанций, включая Верховный суд РФ.
Именно после этого, как утверждает защита, начинается кампания давления: угрозы, травля, а затем — уголовное дело и арест.
- Следствие игнорирует судебные решения, переписку, записи совещаний, выводы экспертиз, ходатайства защиты. Даже экспертизы, подтверждающие отсутствие умысла, используются против обвиняемого, - рассказал «Аргументам недели» адвокат Андраник Кичиян. - Балугяна объявляют организатором хищения — при том, что он требовал вернуть признанный судами долг.
Как можно обвинить человека в хищении того, что по закону и по решениям судов принадлежало его компании? Как можно игнорировать факт, что деньги ушли на счета третьих лиц?
Дежавю имени Хуруджи
Ситуация выглядит пугающе знакомой: аналогии с делом бизнесмена Александра Хуруджи напрашиваются сами собой. Несколько лет назад он, будучи акционером АО «Энергия», так же судился со структурой МРСК. То дело прогремело на всю страну. Беспредел достиг такого масштаба, что тогдашний уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов был вынужден обратиться к Президенту России с личным спецдокладом.
В деловых кругах до сих пор рассказывают легенду о реакции Владимира Путина. Ознакомившись с тем, как хозяйственный спор превратили в уголовную дубину, Президент якобы наложил на документ эмоциональную резолюцию: «Они там что, с ума посходили?!», поставив в конце еще три восклицательных знака.
Результат вмешательства первого лица был мгновенным и показательным. Курировавший регион заместитель Генпрокурора по ЮФО Сергей Воробьев вскоре после этого внезапно ушел на «заслуженный отдых». А сам Хуруджи после девяти месяцев в СИЗО был полностью оправдан и реабилитирован, и даже получил компенсацию от государства – случай, можно сказать, уникальный для российской судебной практики. Стоит отметить, что и тогда проблема крылась не в федеральном центре "Россетей", а в региональном звене управления.
Сегодняшнее дело Карена Балугяна — зеркальное отражение той истории. Снова МРСК, снова выигранные арбитражи, снова СИЗО вместо оплаты. Вопрос лишь в том, неужели для восстановления законности снова нужна личная резолюция президента?
Адвокат Андраник Кичиян, защищавший Хуруджи и теперь работающий по делу Балугяна, подчеркивает это дежавю: «Сходство абсолютное. В обоих случаях оппонентом выступает монополист МРСК. В обоих случаях малый бизнес честно выполнил работу и выиграл арбитражные суды. И каждый раз, проигрывая в правовом поле, гигант включает "административный ресурс" и возбуждает дело по 159-й статье. Хуруджи обвиняли в хищении денег, которые ему присудил суд. Балугяна — в том же самом. Но история ничему не учит: следователи в Ингушетии наступают на те же грабли, пытаясь посадить невиновного за требование вернуть долг».
«Шитость» дела белыми нитками как будто признают даже надзорные органы. Прокуратура Ингушетии официально подтвердила грубые нарушения: следователь МВД предъявил обвинение в отсутствие адвоката по соглашению (постановление от 14.12.2025). Это лишение конституционного права на защиту — классический прием, чтобы любой ценой «протащить» сомнительное дело в суд, говорят опрошенные нами эксперты. Представление уже внесено, но бизнесмен все еще в камере.
Согласно постановлению от 14.12.2025, старший помощник прокурора республики Т.И. Караев удовлетворил жалобу защиты. Надзорный орган установил, что следователь МВД грубо нарушил Уголовно-процессуальный кодекс РФ: предъявил обвинение и объявил об окончании следствия в отсутствие адвоката по соглашению. Это уже не просто бюрократическая оплошность. А просто лишение человека конституционного права на защиту. Прокуратура вносила представление руководству следственного управления МВД, но бизнесмен все еще находится под стражей. Требования прокурора проигнорированы.
Вместо эпилога
Как и Хуруджи в свое время, невиновный предприниматель Балугян (иное пока не доказано в суде) уже много месяцев находится в СИЗО. И есть основания думать, что находится он там исключительно для того, что сделать его «посговорчивей». Деятельность его компании фактически парализована. Кстати, стоит добавить, что компания обеспечивала работой не менее 50 человек. Балугян всегда принимал активное участие в социальной жизни, помогал людям, оказывал регулярную поддержку по линии СВО. Его компания осуществляет строительство по важнейшим инфраструктурным объектам энергетики в регионах, выполняет сложнейшие государственные контракты.
Вот такая получается «борьба с бизнесом». Так что будет интересно посмотреть, если это все дойдёт до президента.
Позиция адвокатов подтверждается многочисленными документами, перекрёстными источниками, свидетельскими показаниями, а также решениями Арбитражных судов и Верховного Суда РФ. Тем не менее для объективности дела мы направим официальные запросы в прокуратуру, чтобы местные правоохранительные органы пояснили нам описанные выше события. Мы не претендуем на тайну следствия, но хотим понять, какой логикой и какими фактами руководствовались силовики, настаивали на аресте бизнесмена, и с чем это было связано. Безусловно, мы продолжим разбираться и будем добиваться публичных ответов от ингушских властей.
Подчеркнем еще раз: ПАО "Россети" как системообразующая компания играет ключевую роль в энергобезопасности страны и в целом придерживается высоких стандартов корпоративного управления. Вопрос — в конкретных людях на местах, которые могут использовать статус крупной государственной компании для прикрытия собственных схем. Именно такие «исполнители» дискредитируют всю систему и подставляют под удар репутацию головной структуры.
Мы призываем к публичному разбору данной ситуации, чтобы федеральные органы и федеральное руководство дало объективную оценку деятельности северокавказских энергетиков. У нас нет задачи заклеймить позором или заводить уголовные дела против кого бы ты не было, но если против бизнесмена ведётся целенаправленная клеветническая работа, то наша обязанность как четвёртой власти немедленно остановить этот беспредел и обличить настоящих виновных.
Более того, мы призываем коллег из федеральных кремлёвских СМИ также обратить внимание на проблему. Если вы действительно выполняете поручения президента и заинтересованы в том, чтобы наша страна жила по закону и по справедливости – мы призываем вас подключиться к расследованию со своими ресурсами и возможностями.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: