Её обожали миллионы: дети за голос девочки Рины Зелёной, взрослые — за меткие реплики и неподражаемую черепаху Тортиллу. Артистка, чья жизнь была наполнена искромётным юмором и счастливым 40-летним браком, оказалась совершенно беспомощной в быту. После трагической гибели любимого супруга, звезда советских экранов провела свои последние годы в Доме ветеранов кино. Казалось, что судьба уготовила ей множество испытаний, но даже смерть пришла с горькой усмешкой: Рина Зелёная покинула этот мир в День смеха, 1 апреля 1991 года, так и не узнав о присвоении ей звания Народной артистки СССР.
Екатерина Васильевна обладала уникальным даром — способностью находить комическое в самых обыденных ситуациях. Её талант проявлялся не только в актёрской игре, но и в создании сценариев, озвучивании любимых мультфильмов и, конечно, в тех незабываемых, пусть и небольших, ролях, каждая из которых становилась жемчужиной благодаря броским, зачастую придуманным ею самой, репликам. Режиссёры без стеснения обращались к ней за помощью, зная, что именно Рина Зелёная способна вдохнуть жизнь в любой, даже самый, казалось бы, проходной образ.
Её выступления, где она пела и читала монологи, искусно имитируя детские интонации, были настолько убедительны, что маленькие слушатели радиостанций искренне верили в существование «девочки Рины Зелёной» и писали ей письма. Эта вечная юность души, помноженная на яркую индивидуальность, позволила ей создать целый калейдоскоп сатирических номеров, которые до сих пор вызывают улыбку.

Загадка рождения «королевы эпизода»
Знакомые Екатерины Васильевны часто вспоминали, что её жизнь была полна курьёзных и порой нелепых ситуаций. Эта некоторая неразбериха сопровождала её с самого появления на свет: точная дата её рождения в начале XX века долго оставалась предметом споров. Лишь позднее, в новом паспорте, был зафиксирован 1901 год. Единственное, в чём были единодушны все источники, это место, где начался путь будущей звезды – Ташкент. Из этого экзотического города отец девочки, военный чиновник, был переведён в Москву, где его артистичная дочь получила театральное образование.
Позже, в своей автобиографической книге, Рина Зелёная с присущим ей остроумием писала о полной несовместимости своих родителей. «Мама, очень молодая, так и не привыкла к мужу, старшему, в очках, несимпатичному, педантичному и экономному», — с юмором описывала она их союз. От отца ей досталась необычная фамилия, ставшая частью её узнаваемого сценического образа. А вот история её псевдонима – это отдельная, не менее интересная глава.

«Рина — это уменьшительное от моего полного имени Екатерина. Когда писали первую афишу, на ней длинное имя не уместилось. А маленькие дети часто считали, что это одно целое слово: «Риназеленая». И я себя тоже так рассматриваю», — делилась Екатерина Васильевна, объясняя происхождение своего уникального имени. После завершения обучения Зелёная успела поработать на самых разных театральных подмостках столицы: от «КРОТ» и «Нерыдай» до «Балаганчика» и «Летучей мыши». Однако истинное призвание и место, где её талант расцвёл в полной мере, она обрела в Московском Театре сатиры. К тому моменту она уже была известной артисткой, всего добившейся собственными силами, без протекции. «Я не умею заводить полезных знакомств», — часто повторяла актриса, подчёркивая свой независимый путь.
Её творческая натура не ограничивалась лишь актёрской профессией. Однажды, в конце 1920-х, стечение обстоятельств вынудило её заполнить внезапно возникшую паузу на концерте. Коллеги буквально вытолкали Екатерину Васильевну на сцену, и та, не растерявшись, начала читать «Мойдодыра», мастерски изображая маленькую девочку. Этот неожиданный успех открыл ей дорогу на радио, и уже в 40-е годы из каждого репродуктора в советских домах звучал её неподражаемый, узнаваемый голос пародистки. На большом экране Зелёная тоже оставила свой яркий след, хотя и оставалась, по её собственному признанию, «звездой эпизода». Небольшие роли не приносили больших денег, поэтому актриса, в свойственной ей манере, придумала шутливую молитву: «Господи, помоги мне материально».
В вихре кинокадров
По-настоящему всенародная известность пришла к Рине Зелёной после выхода фильма «Путёвка в жизнь». Сама артистка признавалась, что после этого ей приходилось прятаться за газетой в метро, чтобы избежать излишнего внимания поклонников. Однако зачастую ей приходилось прилагать немало усилий, чтобы получить роль в очередной картине. Так, сценарий к знаменитой ленте «Подкидыш» она создавала в тесном соавторстве с Агнией Барто, а роль домработницы Ариши была полностью придумана и блестяще исполнена ею самой.

Схожая история произошла и с образом героини Зелёной в фильме «Весна». Случайно встретившись с режиссёром Григорием Александровым, актриса прямо попросила у него работу в новой картине. Все женские роли уже были распределены, оставалась лишь одна мужская — гримёра. Но Екатерина Васильевна не растерялась, и вновь покорила зрителей своей неподражаемой импровизацией. «Милочка, такие губы уже не носят», — эта фраза гримёрши, произнесённая Зелёной, моментально стала крылатой и цитировалась поклонниками по всей стране.
В дальнейшем многие из остроумных реплик своих персонажей артистка сочиняла самостоятельно. Она активно гастролировала, не отказываясь даже от самых дальних поездок, демонстрируя серьёзное отношение к профессии. Арктика, Берлин, Сахалин — это лишь малая часть географии её творческих путешествий. Музыкальный талант Рины Зелёной ярко проявился в роли черепахи Тортиллы в культовой сказке «Приключения Буратино». С юмором она говорила, что если не дают играть людей, то и на такую роль она согласна. Не меньшую любовь публики завоевала и созданная ею на экране миссис Хадсон в серии фильмов о приключениях Шерлока Холмса, съёмки которых длились целых семь лет. В её судьбе было множество сценариев, но больше всего актриса всегда поражалась хитросплетениям собственной жизни.
Обретённое счастье
Первый брак Рины Зелёной, заключённый ещё в студенческие годы с юристом, оказался кратковременным. О нём известно немного, но вскоре молодые супруги расстались из-за значительной разницы в возрасте и несовпадения характеров. Затем у актрисы начался роман с журналистом Михаилом Кольцовым. Однако избранник часто бывал в командировках и, что самое главное, был женат. Екатерина Васильевна быстро осознала, что не готова разрушать чужую семью и ждать несвободного мужчину. Зато её следующий союз оказался крепким и, как позже признавалась сама артистка, поистине судьбоносным.

Много лет подряд, по дороге в театр, актриса проходила мимо дома своего будущего супруга — выдающегося архитектора Константина Топуридзе, создателя знаменитого фонтана «Дружба народов» на ВДНХ. Несмотря на множество общих знакомых в столице, их пути ни разу не пересекались на дружеских вечеринках. Судьба свела их лишь в Абхазии, в доме отдыха «Синоп», где их представил друг другу общий знакомый журналист. «В моей жизни появилась новая профессия — жена архитектора. Сначала я думала: ерунда! Потом вижу: нет, не ерунда», — с юмором делилась своими впечатлениями Зелёная.
В браке с Топуридзе Рина Зелёная прожила счастливые 40 лет, часто признаваясь, что наконец обрела истинное счастье. Собственных детей у них не было, но пара воспитала двоих сыновей архитектора от первого брака, и Екатерина Васильевна сумела даже подружиться с его бывшей супругой. Характер Константина Тихоновича был непростым: они часто ссорились по мелочам, и муж никогда не признавал свою вину. Тем не менее, Екатерина Васильевна неизменно называла своего вспыльчивого избранника «ангелом».

Зелёная и Топуридзе почти не расставались. Отправляясь на гастроли, актриса писала мужу длинные, трогательные письма. Во время прогулок они всегда держались за руки, сохраняя эту привычку даже в глубокой старости. Но в 1969 году Константина Тихоновича поразил первый инфаркт. Когда его увезли в больницу, Екатерина Васильевна почувствовала себя настолько плохо, что у неё повредилась сетчатка глаза. Восемь лет спустя супруг не пережил второго приступа, и от горя Рина Зелёная почти полностью ослепла.
Горький финал?
Несмотря на долгие годы семейной жизни, Рина Зелёная так и не освоила бытовые премудрости. Она оставалась совершенно беспомощной в домашнем хозяйстве, не умея даже сварить простую кашу. Ходили слухи, что однажды актриса решила, что единственное, чем она может облегчить жизнь близким, — это переехать, чтобы не обременять их. После кончины мужа у артистки оставались родственники, с которыми она поддерживала связь, однако факт её пребывания в Доме ветеранов кино остаётся неоспоримым.

Режиссёр Игорь Масленников публично заявил, что знаменитая актриса в конце жизни оказалась в полном одиночестве. Полтора года артистка провела в стенах этого учреждения. Однако родные Рины Зелёной поспешили опровергнуть слухи о её бедственном положении. Племянница Тамара Элиава настаивала, что проблемы с лёгкими не позволяли тёте оставаться в загазованной Москве, а пансионат в Матвеевском идеально подходил для её здоровья. «Я привозила её в Москву, но на третий день она умоляла вернуть её обратно в Дом творчества. Одинокой Рина не была, к ней каждый день кто-нибудь приезжал», — утверждала родственница.
Тамара Элиава также раскрыла драматичную тайну: «В 1964 году у Рины обнаружили рак, но по её просьбе мы скрывали от всех этот диагноз. Её прооперировали, всё прошло удачно, и она прожила ещё много лет». Актриса действительно проводила много времени в Доме ветеранов. Она не скучала, находя утешение в общении с такими выдающимися личностями, как Арсений Тарковский и Анастасия Цветаева. Именно здесь она написала свои мемуары «Разрозненные страницы».
Рина Зелёная редко жаловалась на самочувствие, но в последние годы серьёзно болела, перенеся сложный перелом шейки бедра. «Рина стала немного ниже ростом к старости и стеснялась этого. Понимала, что ей осталось недолго. Она ничего не говорила на эту тему, но было видно по взгляду», — поделился муж Тамары Элиавы Юрий Хмелецкий. За несколько недель до своего ухода Екатерина Васильевна часто повторяла фразу, которая оказалась пророческой: «Если мне и дадут звание, это будет за 45 минут до смерти».
По иронии судьбы, именно так и произошло. Указ о присвоении ей звания Народной артистки СССР был подписан 1 апреля 1991 года. К сожалению, Екатерина Васильевна уже не смогла узнать об этом. На момент смерти ей было 89 лет. «В три часа дня мне позвонили и сказали, что её не стало. Поэтому указ отменили, так как посмертно звания не присваивают», — с горечью вспоминал Хмелецкий. Актрису похоронили на Введенском кладбище в Москве, рядом с её любимым супругом Константином Топуридзе. В памяти друзей и многочисленных поклонников Рина Зелёная навсегда останется светлым человеком, не перестающим шутить и радоваться каждому мгновению своей насыщенной жизни.
Что вы думаете о судьбе Рины Зелёной – справедливо ли сложилась её жизнь? Поделитесь мнением в комментариях.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: