Олег Третьяков заявил, что ЦФА становятся средством микрофинансирования бизнеса

АРГУМЕНТЫ 2 часов назад 12
Preview

Популярность цифровых финансовых активов растет с момента запуска этого инструмента. По данным Мосбиржи, только с января по май объем размещенных ЦФА вырос в четыре раза год к году до 85 млрд рублей. При этом нужно учитывать, что большинство ЦФА – де-факто представляют собой квазиоблигации. И, судя по трендам на рынке, часть компаний воспринимает цифровые активы как более дешевую альтернативу микрозаймам.

На рынке бондов, к примеру, не принято занимать по 10-100 тыс. рублей. Если уж компания решается на привлечение средств через облигации, объем эмиссии исчисляется минимум сотнями миллионов рублей. Обусловлено это жесткой регуляторикой: на порядком на облигационном рынке пристально бдит Центральный банк. Выпуск облигаций на 10 тыс. компаниям абсолютно невыгоден.

На рынке ЦФА, внимание регулятора, кажется, больше обращено на платформы и информационные системы, допущенные ЦБ до выпуска и совершения сделок с ЦФА. Сами же компании порой могут относиться к ЦФА проще и легче, чем хотелось бы.

Россия, нужно признать, уже вступила в эпоху дефолтов по ЦФА. За последние месяцы дефолт мы видела у новосибирского автосалона и крупного регионального промышленного предприятия. Единого паттерна причин пока нет: по одним ударила высокая ключевая ставка, по другим – судебные кампании, включающие аресты счетов. Впрочем, единый паттерн общения с инвесторами есть – им о дефолте сообщают, но предлагают либо ждать, либо менять одни ЦФА на другие.

Более того, на рынке растет и тренд, по которому выпуск ЦФА становится заменой похода в микрозаймы. Рынок уже видел эмиссии цифровых финансовых активов по soft cup на 10 тыс. рублей (то есть минимальным объемом, по достижению которого можно признать выпуск успешно состоявшимся). Сейчас даже крупные и устойчивые бренды готовы через ЦФА занимать на несколько месяцев 100 тыс. рублей, кто-то на месяц берет 12 тыс. рублей. И если раньше это можно было списать на тестовый прогон: компания сама тестировала, как работает система на небольшой сумме заимствования, а после ее закрытия размещала уже внушительный выпуск ЦФА, то теперь микрофинансирование уже можно назвать трендом у тех, кто с ЦФА давно знаком.

Одной из причин слома парадигмы видится ужесточение требований инвестиционных платформ к заемщикам. На рынке не секрет, что бурный рост краудлендинга был обусловлен и тем, что до него допускались и заемщики без того уровня проверки, который есть в классическом банковском секторе. Но краудлендинг, особенно после роста дефолтности компаний в 2024, встал на путь самооздоровления: требования к заемщикам растут, проверки на старте ужесточаются. Платформам больше не важен объем, важна – репутация, которая напрямую связана с объемом дефолтов.  Это, в общем-то, логичное следствие того, что большинство их них планируют выход на IPO.

Вот и последний штрих в нашей картине. Компании, которые исчерпали лимиты в банке, не могут пройти фильтр краудлендинга, стекаются к ЦФА как альтернативе микрозаймам. Занял 100 тыс. рублей – можно еще месяц поработать.  Особенно это востребовано на фоне того, что свободы на рынке ЦФА все же больше, чем в любом другом направлении корпоративного кредитования.

Еще одной причиной роста коротких и небольших заимствований через ЦФА может стать как раз желание сохранить репутацию компании. Допустит дефолт на 12 тыс. рублей, объективно сложнее, чем на 1 млн. И если уж он случится, то это будет скорее окончательным диагнозом, что бизнес не может не просто функционировать нормально, а вообще функционировать. Впрочем, с учетом того, что ЦФА все чаще становятся основным инструментом обслуживания бизнеса, кажется, что уже в среднесрочной перспективе мы увидим все больше инструментов регулирования этого рынка и его эмитентов.

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Читать в АРГУМЕНТЫ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'