В кинотеатрах — психотриллер «Серфер» с Николасом Кейджем, герой которого готов заплатить любую цену за «идеальную волну».
Режиссера вдохновила культовая экранизация хрестоматийного рассказа американского классика Джона Чивера «Пловец». Текст задумывался как роман о современном нарциссе, но обернулся двенадцатистраничной одиссеей благополучного отца семейства, решившего добраться домой оригинальным образом, переплывая открытые бассейны соседей. Отчего-то эта легкомысленная затея растягивается на неопределенный срок, неузнаваемо меняя героя и его мир... Одолевая водные преграды, бодрый пловец превращается в разбитого старика, теряющего иллюзии, но тем отчаянней цепляющегося за них. И в конце концов он оказывается у заколоченных дверей своего опустевшего дома.
Одноименный шедевр Фрэнка Перри и Сидни Поллака с Бертом Ланкастером в главной роли провалился в прокате 1968 года, «был поднят на смех за претенциозность и нарочитую мрачность, но время показало его неотразимую странную мужественность и визуальную мощь», отмечал американский критик Майкл Аткинсон. «Пловец» обрел культовый статус как «один из самых странных голливудских фильмов». Ирландский мастер ужасов Лоркан Финнеган оценил потенциал сюжета и перенес в наши дни, зарифмовав коллизию с перипетиями криминальной саги о серферах «На гребне волны» Кэтрин Бигелоу и широким культурным контекстом...
Солнечная Австралия, канун Рождества. Преуспевающий бизнесмен (Николас Кейдж) возвращается на родное побережье после пятнадцатилетних странствий. Он хочет выкупить дом своего детства и посерфить в родной лагуне с сыном, но отпрыск не разделяет отцовский энтузиазм. И, в самом деле: «Не местный — не серфишь!», — объявляет им быковатый детина, выбравшийся из океана. Неподалеку резвятся на досках дружки-громилы. Их главарь, отозвав «пришельца» в сторонку, поясняет: «Неловко сдавать назад при сыне, но иногда лучше отступиться, и сейчас — как раз такой случай!»
Потерпев фиаско, «неместные» возвращаются на автостоянку. Наследник (Финн Литтл) отправляется домой, а опозоренный папаша решает дождаться риелтора, продающего дедовский особняк. На деле же причина его задержки кроется в позорном проигрыше и жажде реванша. Но пытаясь разобраться в происшедшем, бедолага усугубляет свое положение: пляжная братва сначала крадет его серф, затем избивает бедолагу, изрисовывает издевательскими каракулями и угоняет его Lexus. Объявившийся шериф советует убраться прочь: дескать, здесь свои порядки, заведенные и охраняемые собственниками окрестной недвижимости. Вскоре к травле присоединяются обычные посетители пляжа.
Раздобыв бинокль, «неместный» изучает быт серферов и начинает догадываться, что связался с тоталитарной сектой, смахивающей на банду подростков из голдинговского «Повелителя мух». Ежевечерне главарь Скалли (Джулиан Макмэхон) вербует новых адептов, клеймя загорелые тела молодчиков раскаленной кочергой: Surfer suffer! — «Серфер, страдай!», «Достигни бездны ничтожества, дабы осознать свою уникальную ценность!», «Выпусти внутреннего зверя!», — заклинает вождь. Оказывается, он — не главарь банды, а преуспевающий корпоративный коуч, требующий от адептов почти одновременно противоположных вещей: лидерства и инициативы, лояльности и конформизма.
Теряя телефон, обувь и связь с реальностью, ночуя в канавах, питаясь из урн, сходя с ума под безжалостно палящим солнцем, персонаж Кейджа проникается «идеями» антагониста. За считанные дни респектабельный респектабельный персонаж Кейджа превращается в безумного бомжа, одержимого местью обидчикам и, одновременно, манией превосходства! При этом невольно проникается идеями антагониста и принимает правила его игры.
Режиссер Лоркан Финнеган и сценарист Томас Мартин убеждают нас: речь не о параноидальном психозе и распаде личности, а разложении современной цивилизации, лишенной вдохновляющего героического начала. Что станет со Вселенной, если ее герой утратит лицо, почву, судьбу? Ничего особенного: ее не станет, субъект превратится в объект, и жертва намертво прилипнет к тому самому проклятому гоголевскому пустому месту, рядом с грядкой с огурцами, где ничего «не вытанцовывается».
Это как у Одиссея, только наоборот. Будто бы он вернулся на Итаку, отчего-то не был опознан сыном, а затем не совладал со своим луком и обернулся беспомощным стариком.
«Серфер». США, 2024
Режиссер Лоркан Финнеган
В ролях: Николас Кейдж, Финн Литтл, Джулиан Макмэхон, Николас Кассим, Нина Янг, Джастин Росниак, Миранда Тапселл,
18+
В прокате с 1 мая