Выставка «Начинаем творческую дискуссию» в Центре «Зотов» рассказывает о жарких спорах, сопровождавших становление советской фотографии.
Из нашего времени 1920–1930-е кажутся золотой эпохой отечественной фотографии. Сколько гениальных идей и находок воплотилось в кадрах Александра Родченко, Бориса Игнатовича, Аркадия Шайхета, Якова Халипа. Как бесстрашно они строили композицию, ломали привычные представления о ракурсах и ритме: задирали голову или, наоборот, снимали с самых высоких точек. И как упорно следовали новой миссии: участвовали в строительстве советской жизни с помощью «Лейки». И только историки знают, в каких спорах рождались их новаторские кадры. Точнее, речь о мировоззренческой пропасти, разных взглядах на жизнь и на искусство. Острая и напряженная борьба шла за право стать хозяевами дискурса и говорить от лица советской фотографии. И хотя сторонники Родченко ее формально проиграли, жизнь оказалась куда сложнее — о чем рассказывает выставка «Начинаем творческую дискуссию» в Центре «Зотов» (куратор — Дмитрий Никишов).
Фото: Даниил Анненков/предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
Экспозиция посвящена главным оппонентам тех лет — фотообъединениям «Октябрь» и РОПФ (Российское объединение пролетарских фотографов). Самый яркий представитель первой — Александр Родченко, увлекшийся фотографией после 30 лет. К тому времени он успел попрощаться с живописью, представив в 1921 году три холста, выкрашенные в красный, желтый и синий цвета. Ему хотелось создавать производственное искусство, полезное для людей и меняющее жизнь вокруг нас. Так появились рекламные плакаты — сделанные совместно с Маяковским, иллюстрации книг и журналов в технике фотомонтажа. А потом возник интерес к фотографии: «материала» для коллажей часто не хватало, и Родченко приходилось снимать самому. И тут он столкнулся с неожиданной проблемой: «Когда я начал заниматься фотографией, бросив живопись, я не знал тогда, что живопись наложила на фотографию свою тяжелую руку». Иными словами, фотография еще не выработала своих приемов и послушно копировала живопись. Речь шла прежде всего о ракурсах, поэтому Родченко нашел новые точки съемки. Не «от пупа», «по правилам бабушкиной композиции», как на картинах, а, например, снизу. Это придавало кадру динамичность и показывало привычные вещи с неожиданной стороны.
Фото: Даниил Анненков/предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
В 1931-м на базе фотосекции художественного объединения «Октябрь» возникла одноименная группа, куда вошли Родченко, Борис Игнатович и его сестра Ольга, Дмитрий Дебабов, Борис Кудояров, Аркадий Шишкин, Елеазар Лангман и многие другие. Их установка — никаких инсценировок, срежиссированных кадров, напичканных «квасным патриотизмом» или «слащавостью». Только жизненная правда, выраженная при помощи авангардных приемов. Впрочем, чистое эстетство, искусство ради искусства им тоже оказалось чуждо. Фотографии обязаны были пропагандировать «социалистический быт и коммунистическую культуру». А каждый член «Октября» должен был сохранять связь с производством и руководить заводским или колхозным кружком.
Аркадий Шайхет. «Вышки на воде», 1929. Печать Т. Исаевой. 2012/Мультимедиа Арт Музей
Их оппоненты — РОПФ — предпочитали фотографии с сюжетом. Им важно было рассказать историю, а художественные приемы уходили на второй план. При этом в РОПФ числились ныне признанные классики: Аркадий Шайхет, Макс Альперт, Яков Халип, Роман Кармен. Представителей «Октября» они обвиняли в «голом техницизме» и «фотографическом «сезанизме». А сами больше всего ценили содержание, а именно — актуальность. В целом это был старый спор, перекочевавший в фотографию из живописи. Еще на рубеже веков передвижники с их «литературностью» ругались с «декадентами» и сторонниками формальных экспериментов. Хотя разница между адептами «Октября» и РОПФа была не так велика, как между Ильей Репиным с его назидательностью и стремлением бичевать язвы общества и эстетом Александром Бенуа, фантазировавшим на тему XVIII века. Это подчеркивает и архитектура выставки, разделенной на две половины, в каждой из которых представлены одни и те же рубрики: «Ракурс», «Косина» (то есть завал горизонта, так не любимый современными фотографами), «Ритм», «В упор» (крупные планы), «Серия». И вдруг замечаешь, что, несмотря на расхождения (больше эстетства у «Октября», меньше внимания к композиции у РОПФа), их снимки во многом схожи. Родченко и его сторонники не забывали о социальной проблематике, а последователи РОПФа использовали авангардные приемы — диагонали и динамичные ракурсы.
Фото: Даниил Анненков/предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
Но тогда, в начале 30-х противоречия казались непреодолимыми. РОПФ не скупился на критику в адрес «Октября». Досталось и знаменитой фотографии Родченко, изображающей пионера. Члены фотокружка совхоза им. Сталина (деревни «Хуторок») утверждали: «...лицо пионера с трубой в таком положении может постоянно видеть только пуговица, пришитая к его блузе, — поэтому можно с успехом именовать вновь открытую точку съемки «пуговичной». Другой остроумец предложил оценить снимок девятилетней девочке: «Это какой-то толстый бритый дяденька лежит, и ему воду в рот вливают через трубочку». Сегодня это кажется смешным, но времена были предгрозовые — шел 1932 год — и даже исключение Родченко из «Октября» не спасло группу. Инициированная РОПФом «творческая дискуссия» (то есть критика «Октября» в печати) вскоре была прекращена: знаменитое апрельское постановление 1932 года привело художественный ландшафт к единообразию. Обе группировки — как и остальные, существовавшие на тот момент, — были ликвидированы. Продолжить прерванную дискуссию предлагают современному зрителю: на выходе можно проголосовать цветным стикером за тех, кто оказался ближе. Когда корреспондент «Культуры» смотрела выставку, сочувствующие «Октябрю» все-таки перевешивали.
Фото: Даниил Анненков/предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
Выставка работает до 20 июля
Фото: Даниил Анненков (на анонсе) и Александр Родченко. Из серии «Завод АМО», 1929/Архив А. Родченко и В. Степановой. Все фотографии предоставлены пресс-службой Центра «Зотов»