
Народный артист Олег Меньшиков всегда оставался загадкой для публики. Затворнический образ жизни и долгие годы в статусе убежденного холостяка породили вокруг его персоны множество домыслов и слухов. На театральных подмостках и киноэкранах он завоевал сердца миллионов зрителей своим неординарным талантом, однако в актерской среде за ним закрепилась репутация весьма непростого человека — скандалиста и деспота. Недавно, 8 ноября, актер отметил 65-летие, встречая его на пике творческой формы, но по-прежнему в привычной для себя тишине.
Путь к признанию: от музыкальной школы до театральных подмостков
Будущий артист появился на свет в Серпухове, в семье, где отец был военным инженером, а мать — врачом-невропатологом. Вскоре после рождения сына родители Меньшикова приняли решение перебраться в южную часть Москвы, где и прошло его детство.
По настоянию матери, юный Олег получил музыкальное образование, освоив игру на скрипке, фортепиано и гитаре. Однако, несмотря на успехи в музыке, его истинной страстью с ранних лет был театр, а точнее — оперетта, о которой он грезил.

Учась в девятом классе, Меньшиков привлек внимание Владимира Монахова, преподавателя Высшего театрального училища имени Щепкина. Впечатленный музыкальными способностями юноши, Монахов предложил ему поступать. Олег без раздумий согласился, и вскоре стал одной из самых ярких звезд среди студентов.
Еще будучи студентом, он дебютировал в кинематографе, снявшись в ленте Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь». Вслед за этим последовали эпизодические появления в картинах «Родня» Никиты Михалкова и «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна. Именно последняя работа привлекла внимание режиссера Михаила Козакова, который пригласил его на знаковую роль Костика в фильме «Покровские ворота».
Молодого актера, мелькавшего в эпизодах, заметила супруга мастера, который долго не мог найти подходящего исполнителя для образа провинциального студента, живущего в коммунальной квартире. На съемки Меньшиков приезжал, еще будучи студентом последнего курса. Спустя год после выхода картины на экраны, недавний выпускник столкнулся с обрушившейся на него славой, но в полной мере насладиться ею не успел, так как был призван в армию. Актер проходил службу в Центральном театре Советской армии.
Британское гражданство вместо Родины: непростой выбор Меньшикова

После завершения военной службы и непродолжительной работы в Малом театре, творческий путь Олега Меньшикова продолжился в Театре имени Ермоловой. Тогда он еще не догадывался, что вернется сюда спустя годы, но уже в совершенно ином статусе — художественного руководителя, что обернется для него конфликтом со всей труппой.
Следующей вехой в его карьере стал Театр Моссовета, где Меньшиков блистал в постановке «Калигула». Именно эта роль принесла ему международное признание: британская актриса Ванесса Редгрейв, искавшая русского партнера для пьесы «Когда она танцевала» о жизни Айседоры Дункан, увидела в нем идеального исполнителя роли поэта Сергея Есенина.
Меньшиков переехал в Лондон, где успешно выступал на сцене театра «Глобус» и был удостоен престижной премии Лоуренса Оливье. «Я уехал надолго. Потом во Франции шел этот же спектакль, затем мне предложили играть его в Италии», — делился актер своими воспоминаниями о европейском периоде жизни.
Когда в России разразился путч, Меньшикову предложили получить британское гражданство, но он ответил категорическим отказом. Впоследствии артист признавался, что сожалел о своей принципиальности, понимая, что мог бы избежать многих трудностей.

«Он боялся быть молью»: конец творческого тандема с Михалковым
По возвращении актера на Родину, режиссер Никита Михалков пригласил его на съемки в своем фильме «Утомленные солнцем». Картина получила престижную премию «Оскар» и завоевала Гран-при на Каннском кинофестивале. Меньшиков продолжил работу над историей комдива Котова, снявшись в сиквелах «Утомленные солнцем — 2: Предстояние» и «Утомленные солнцем — 2: Цитадель».
Еще одним плодом совместного творчества двух мастеров киноискусства стала лента «Сибирский цирюльник». Михалков рассказывал, что начал работу над сценарием еще в 80-е годы, изначально видя Меньшикова в роли молодого юнкера. Однако к моменту начала съемок актер приближался к своему 40-летию, и режиссер стал сомневаться в его соответствии образу. Меньшиков, проявив завидную настойчивость, за несколько месяцев сумел резко сбросить вес, чем окончательно покорил Михалкова.
Однако плодотворный тандем распался, когда актер неожиданно отказался от участия в фильме Михалкова «12», хотя режиссер писал сценарий, рассчитывая именно на своего давнего друга для главной роли. «Он боялся стареть, быть некрасивым. Он боялся быть молью, таким Акакием Акакиевичем, который вырастает в человека, переворачивающего ситуацию. А мне был нужен именно такой. Меньшиков не смог смириться с моей концепцией», — с горечью вспоминал режиссер.

Михалков не скрывал, что это решение сильно его задело, и боль от поступка друга не утихала очень долго. При этом сам Меньшиков, казалось, даже не задумывался о чувствах режиссера. Он всегда воспринимал кино как источник дополнительного заработка, считая своим истинным призванием театральную сцену. «Театр — это тренинг, театр артисту дает, а кино забирает. Мне неинтересно смотреть на артистов-непрофессионалов. Я непрофессионализм вижу. Театр дает профессию, технику, навык», — уверенно заявлял актер.
Меньшиков признавался, что его поведение часто доводило кинодеятелей до бешенства. Он предпочитал самостоятельно выбирать проекты, в которых сниматься, и многим отказывал в достаточно резкой манере. «Я приходил на пробы, если мне нравился сценарий. Пробовался, потом мне звонили: „Вас утвердили“. Я отвечал: „Вы меня утвердили, а я вас — нет, мне не понравился режиссер“. У меня никогда не было истерики: „Дайте мне работы!“» — делился артист, подчеркивая свою независимость.
Власть и скандалы: как Меньшиков настроил против себя труппу Ермоловского театра
2012 год ознаменовался для Меньшикова новой главой в карьере: он занял пост художественного руководителя Театра имени Ермоловой, а уже через год совместил эту должность с директорской. Полностью сосредоточив власть в своих руках, артист приступил к масштабным преобразованиям. Сначала из репертуара была изъята большая часть постановок, а затем начались увольнения известных актеров.

Одной из первых, кому было предложено покинуть театр, оказалась его давняя подруга Татьяна Догилева. Их знакомство состоялось еще на съемках «Покровских ворот», а позже они вместе играли семейную пару на ермоловской сцене.
Особое возмущение вызвало увольнение Елены Папановой, которой новый художественный руководитель, по слухам, предложил остаться работать уборщицей. Подобные кадровые решения породили в коллективе атмосферу страха и неуверенности, что привело к добровольному уходу многих оставшихся артистов. На их место Меньшиков набрал молодую труппу.
Однако новый состав продержался недолго. В разгар пандемии в 2021 году Меньшиков инициировал очередную чистку кадров. Художественный руководитель уволил сразу 22 человека, объяснив свое решение тем, что из-за закрытия театр не приносит дохода. При этом сам он за тот же период получил 35 миллионов рублей.
Отстраненные артисты не стали молчать и обратились с жалобой в Трудовую инспекцию. Они настаивали, что проблема театра заключается не только в вирусе, но и в том, что актерам просто не предоставляют роли. По итогам проверки ведомство потребовало восстановить всех уволенных и выплатить им неустойку. Допустившему самоуправство Меньшикову был выписан штраф. Обиженный актер заявил о своем уходе с директорского поста. Но конфликт на этом не исчерпался. Председатель профкома Театра имени Ермоловой Наталия Потапова публично обвинила его в срыве 23 спектаклей из-за проблем с алкоголем.

Режиссер Олег Долин, в свою очередь, заявил, что Меньшиков присвоил его спектакль «Двенадцатая ночь, или Все что угодно» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира. По словам Долина, о своем увольнении он узнал из СМС-сообщения. Постановщик добавил, что за полгода проделал практически всю работу, но не получил за нее ни копейки. «Финансово театр меня кинул, говоря простым языком. Как уличный вор. За мой труд на протяжении полугода мне не заплатили ничего», — подчеркнул Долин, выражая свое глубокое разочарование.
Меньшиков ответил, что постановка не готова, а из-за простоя театр несет миллионные убытки, поэтому он сам планирует закончить спектакль, чтобы провести премьеру как можно раньше. Актер заявил, что Долин потерял профессиональное и человеческое достоинство, и дальнейшую беседу он вести не намерен. Олег Меньшиков продолжает работать в Театре имени Ермоловой и по сей день. Однако его постановки вызывают все больше вопросов. Зрители, побывавшие на спектаклях, удивляются фривольности и чрезмерной откровенности, представленной на сцене. К критике присоединилась и актриса Яна Поплавская, опубликовавшая отрывок из одной из постановок.
«В пяти минутах пешком от Кремля. В знаменитом театре дают спектакль „Леди Макбет Мценского уезда“. Асмус там максимально раскрывает свой талант, играя половой акт», — написала она.
Актриса добавила, что Министерство культуры переложило ответственность за происходящее «непотребство» на столичный департамент. Теперь чиновники найдут миллион оправданий, а разврат со сцены никуда не денется.

На грани: как Меньшиков оказался между жизнью и смертью
В 2021 году актер сделал шокирующее признание, которое прозвучало на фоне сообщений СМИ о его госпитализации. Тогда активно циркулировали версии о том, что Меньшиков попал в больницу с коронавирусной инфекцией, но истинная причина оказалась куда более серьезной и драматичной.
Актер проходил плановую операцию, и сам он позже подчеркивал, что даже врачи не могли предположить, насколько непредсказуемо все может пойти. «У меня падает давление, останавливается сердце, и я неделю в коме. Дошло до того, что врачи, которым, кстати, нижайший поклон, с того света меня вытащили», — рассказывал Меньшиков, вспоминая о пережитом ужасе.
По его словам, этот случай кардинально изменил его отношение к жизни. Он отметил, что долго хранил молчание, желая сначала осмыслить произошедшее.

45 лет холостяцкой жизни и поздняя любовь: тайны личной жизни Олега Меньшикова
Если творческие достижения Олега Меньшикова всегда были на виду у публики, то свою личную жизнь актер тщательно оберегал от посторонних глаз. По воспоминаниям его одноклассников, еще во время учебы в «Щепке» у него были краткосрочные романы с Викторией Сорокиной и Риммой Коростелевой, но эти отношения не оставили заметного следа в его биографии.
Серьезные чувства вспыхнули у Меньшикова к Маргарите Шубиной, которая в тот момент переживала тяжелую утрату — смерть матери. Он стал для нее главной опорой и поддержкой, даже сделал предложение. Однако прямо перед походом в ЗАГС молодые люди поссорились и расстались.
Меньшиков оставался холостяком до 45 лет, что породило множество слухов и домыслов о его ориентации. Однако все сплетники были посрамлены, когда актер, наконец, женился. Избранницей оказалась 22-летняя выпускница ГИТИСа Анастасия Чернова, которая пришла на спектакль с его участием.

Их судьбоносная встреча произошла во время антракта. Увидев молодую красавицу, Меньшиков мгновенно осознал, что это не просто совпадение, а сама судьба. Роман начался с долгих телефонных разговоров и стремительно перерос в серьезные отношения. После свадьбы Анастасия, по просьбе мужа, оставила актерскую карьеру и посвятила себя работе тренера по пилатесу.
Многолетнее отсутствие детей в браке актера также вызывало много вопросов. Меньшиков взял ответственность на себя, объясняя, что сначала не хотел ребенка, а когда желание появилось, подвело здоровье. «Я не назову это трагедией, но жизнь пошла по другому сценарию. Мы не стали искать обходных путей. Наверное, так и должно было быть», — признавался артист, смирившись с поворотами судьбы.
Олег Меньшиков старается не думать о возрасте и регулярно обновляет гардероб, чтобы выглядеть моложе. Он отмечал, что если какая-то вещь ему по-настоящему нравится, он готов приложить все усилия, чтобы ее получить.
Что вы думаете о судьбе Олега Меньшикова — справедливо ли сложилась его жизнь? Поделитесь мнением в комментариях.

НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: