
Тернистый путь к вершинам славы зачастую начинается с испытаний, преодолеть которые под силу лишь избранным. Борис Каморзин, чье имя сегодня ассоциируется с десятками ярких киноролей, пришел в кинематограф, уже имея за плечами внушительный багаж жизненного опыта и творческих поисков. Популярность настигла его лишь ближе к сорока, что, возможно, уберегло артиста от звездной болезни, но не от другой, куда более коварной зависимости, справиться с которой помогла лишь судьбоносная встреча.
10 ноября Борису Каморзину исполняется 59 лет, и его история — это яркий пример того, как сквозь трудности и сомнения можно проложить дорогу к истинному призванию.
Начало пути: от пианиста до актера
Будущий артист появился на свет в Брянске, в семье, где театр был не просто профессией, а частью самой жизни: его отец служил артистом и художественным руководителем местного театра. С самых юных лет Борис погрузился в атмосферу закулисья, участвуя в театральных капустниках, но мечтал он совсем о другом — о карьере пианиста.

В 14 лет юноша покинул родной дом, отправившись в Москву, где ему предстояло учиться в престижной школе для одаренных детей при консерватории. Однако столичный интернат оказался далек от идеала: вместо гениев там царили «мажоры», а суровая дедовщина стала частью повседневной жизни.
«В какой-то момент заступилась мама: специально приехала и поговорила с моим главным обидчиком. Так тонко выстроила разговор, что хулиган с тех пор стал меня защищать! Вскоре я вообще вошел в круг уважаемых жильцов интерната. Но занятия отошли на второй план: стал прогуливать — сбегал с уроков и бродил по Москве, играл в футбол с одноклассниками, вино начали пить грузинское… В последний месяц перед экзаменами садился за рояль, все выучивал», — с откровенностью признавался артист.

После окончания учебы Каморзин отправился на службу в армию, попав в ракетные войска в Беларуси, где, благодаря музыкальному таланту, играл в оркестре. Вернувшись домой, он оказался на распутье, сомневаясь в своем истинном призвании. Именно тогда в памяти всплыли детские воспоминания о театральной магии, которая когда-то так завораживала его за кулисами. В итоге, заручившись поддержкой матери, Борис успешно подготовился и поступил в прославленное Щукинское училище, положив начало своей актерской карьере.
Студенческие годы и сердечные драмы
Годы учебы в «Щуке» оказались для Бориса Каморзина непростыми. Место в студенческом общежитии он получил лишь на третьем курсе, а до этого ему приходилось скитаться по друзьям, проводить ночи в самом вузе или искать приют во Дворце пионеров, где его товарищ работал сторожем.

На первых курсах Каморзин демонстрировал своенравный характер, что едва не привело к отчислению. Но на третий год обучения, как ни странно, именно любовные страдания помогли ему раскрыться и набрать необходимый актерский багаж. Первая серьезная привязанность закончилась вскоре после возвращения из армии: девушка, которая ждала Бориса, оказалась между ним и другим ухажером, грозившим покончить с собой, если она не выберет его. Не желая быть частью такого драматического треугольника, актер предпочел отойти в сторону.
В стенах Щукинского училища Каморзин встретил новую возлюбленную, которая работала там же, и даже поселился в доме ее родителей. «Девушка собиралась поступать в консерваторию, а все силы уходили на меня: требовал внимания, мы постоянно ссорились… Типичный юношеский максимализм — я ее очень любил. Даже подали заявление в ЗАГС, но сразу после этого будущая теща выгнала меня из дома. Как потом понял, ее план был — заполучить дефицитное постельное белье из магазина для новобрачных, которое отпускали только по справке из загса…» — с горечью вспоминал актер причину своего тогдашнего душевного смятения.

Театральные скитания и борьба с собой
После окончания вуза Каморзин начал свой профессиональный путь в Московском ТЮЗе, где ему доставались преимущественно роли животных — медведей, лягушек, зайцев. Заработок был невелик, и чтобы свести концы с концами, по вечерам артист подрабатывал, аккомпанируя на фортепиано в ресторане.
Перспективы казались туманными, и актер всерьез подумывал о том, чтобы оставить профессию и вернуться в родной Брянск, хотя это означало бы признание полного поражения. Надежда забрезжила, когда его пригласили в Театр Вахтангова. Однако и там Каморзин не смог надолго задержаться: его непосредственность и нелепые истории раздражали маститых коллег. Окончательной точкой стало увольнение, спровоцированное трагической новостью о смерти отца. Накануне спектакля «Принцесса Турандот» актер выпил и не явился на представление.

Каморзин попросил вернуться в МТЮЗ, и ему не отказали. Но однообразные роли животных все сильнее вгоняли артиста в уныние, что привело к пагубной привычке выпивать в гримерке — сначала после спектаклей, а затем и до их начала. «Причем никогда не был алкоголиком, сейчас мне это вообще не нужно, — пытался оправдаться Борис Борисович. — Понимаю, как это неправильно и ужасно, призываю начинающих актеров так не делать. Меня сразу выгнали. Потом было еще несколько театров: „Театр.doc“, „Практика“, Таганка, разные антрепризы… Но по-настоящему нашел себя в профессии, только когда пришел в кино».
Судьбоносная встреча и семейное счастье
Избавиться от гнетущего уныния Борису Каморзину помогла встреча с будущей супругой. Светлана работала администратором в театре, и хотя артист на тот момент не был свободен, устоять перед ее обаянием он не смог. «Я тогда жил с другой женщиной где-то два года. У нее был сын, и я чувствовал, как она ждет от меня предложения. Кажется, я даже его сделал, но, встретив Свету, понял, что мне нужно на самом деле», — с откровением делился актер в программе «Судьба человека» на телеканале «Россия 1».

В 28 лет Борис Каморзин впервые стал отцом. Сына он назвал в честь своего отца, который ушел из жизни годом ранее, — Борисом. «Борис мне доверял, мы всегда были друзьями. Я пытался заинтересовать его своей профессией: водил на кастинги, пробы. Но в какой-то момент сын сказал: „Пап, не хочу“. У него абсолютно другой склад мозгов: окончил химический факультет МГУ, сейчас — аспирант Сколтеха», — с нескрываемой гордостью рассказывал артист о своем наследнике в 2021 году.
Триумф на экране: от эпизодов до «Белого слона»
Постепенно карьера Бориса Борисовича начала набирать обороты. Его первая эпизодическая роль состоялась в фильме Николая Досталя «Облако-рай». В конце 90-х Егор Кончаловский пригласил актера в свою картину «Затворник», оставшись весьма довольным результатом сотрудничества.

Позднее Каморзин появился в сериалах «Что сказал покойник» и «На углу, у Патриарших», но настоящую узнаваемость на улицах ему принес образ бандита Лакировщика из культового «Антикиллера». Сам артист считает, что его подлинная кинокарьера началась с «Долгого прощания», снятого по мотивам повести Юрия Трифонова. Сергей Урсуляк заметил актера в антрепризе «Машенька» по Набокову и утвердил на роль без проб. За эту работу Борис Борисович был удостоен престижной премии «Белый слон».

Широкая известность обрушилась на актера после выхода сериала «Ликвидация», где он блистательно перевоплотился в майора Махал Махалыча. «Вспоминаю те съемки как невероятно счастливое время: после работы купаешься в море, иногда ночью… В Одессе тогда нас любили: люди приходили на площадку, приносили сало, компоты. Актеров и так хорошо кормили, но не отказывать же поклонникам — забирали подарки в гостиницу, где все прекрасно елось и пилось. Кстати, мой персонаж тоже постоянно хомячит в кадре: то помидорку, то шматок сала, то яйцо», — с теплотой вспоминал актер.

Многообразие образов и новые вершины
Казалось, с годами количество предложений для Бориса Каморзина только увеличивалось. Актер активно снимался в таких проектах, как «Исаев», «Братаны», «Громозека». Он воплотил образ Фрола Козлова в сериале «Фурцева», сыграл информатора в «Балаболе» и следователя в «Нюхаче».
Чаще всего Борису Каморзину предлагали роли представителей власти и силовых структур — полицейских, военных, чиновников. Однако его талант позволял ему выходить за рамки привычных амплуа: в ленте «Главный» он блестяще перевоплотился в Никиту Хрущева, в фильме «Монах и бес» стал настоятелем монастыря, а в «Ланцете» — главврачом.
Только за последние пять лет артист принял участие в целом ряде нашумевших проектов: в «Угрюм-реке» он исполнил роль отца Ипата, в комедии «Полярный» сыграл Немоляева, в «Ивановы-Ивановы» — главу администрации, а в «Фишер. Затмение» — генерального прокурора. Мечта актера о покорении сцены сбылась, и нет сомнений, что его отец гордился бы такими успехами.
«Я не герой-любовник: внешностью пошел не в отца — настоящего красавца, а в маму — тоже приятной наружности, но не такой блистательной, как у папы, — с самоиронией рассуждал Борис Каморзин. — Возможно, характерному актеру это только на руку: у меня по 15 ролей в год — и все разные».
Что вы думаете о творческом пути Бориса Каморзина и его разноплановых ролях? Поделитесь мнением в комментариях.
Несмотря на все сложности и искушения, Борис Каморзин сумел найти свое место в профессии и создать крепкую семью. Его путь — это история о том, как упорство, талант и вера в себя могут привести к успеху, даже если он приходит не сразу. Сегодня он продолжает активно сниматься, радуя поклонников новыми яркими образами и доказывая, что настоящий артист всегда востребован.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: