Исследовательская компания «Нильсен» впервые представила рейтинг лучших новинок FMCG по итогам 2024 г. на основе обновленной методологии. В топ-3 вошли мороженое «Магнат Эйфория» с маскарпоне и голубикой, чипсы Lay’s со вкусом «Том-Ям» и молочный шоколад Milka Extra с лесным орехом.
В прошлом году на рынок вышло более 64 тыс. SKU (Stock Keeping Unit) — тех продуктов, которые впервые появились на полке, включая даунсайзинги (уменьшение размера при сохранении цены) и ребрендинги, рассказала Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу «Нильсен». «Чтобы привести подобное разнообразие к единому знаменателю и выделить наиболее популярные из них, обновленная методология выделения “Нильсен” основывалась на таком комплексе критериев, который позволил бы исключить сезонные товары, которые быстро выводят из ассортимента (“ин-ауты”), узкоспециализированные новинки с недостаточной представленностью в разных регионах или те бренды, которые продавались хуже по сравнению со средним уровнем в своей категории. А благодаря дополнительной оценке покупателей в рамках опроса удалось не просто составить рейтинг лучших запусков FMCG за 2024 г., но и выявить, за что конкретно покупатели любят тот или иной товар», — объяснила Волкова. В топ-10 также вошли молочный шоколад King of Nuts со вкусом «Цельный фундук», напиток Exponenta Hight-Pro вишня-пломбир, Lay’s с пряной креветкой, начос Dellcados со вкусом бургера «Воппер», туалетное мыло Duru Natural Olive, дезодорант Rexona «Бабл-гам» и жевательная резинка со вкусом вишни Mentos Rure Fresh.
По критерию инновационности в рейтинге выделяются не только лидер «Магнат», но и кукурузные чипсы Dellcados со вкусом бургера «Воппер», кисломолочный напиток Exponenta High Pro с вишней и пломбиром и дезодорант Rexona с запахом «бабл-гам». А вот туалетное мыло Duru Natural Olive расценивается как менее инновационное, но зато занимает второе место по критерию актуальности, то есть наибольшее число покупателей говорят о том, что для них актуален этот товар, рассказала Марина Волкова.
Если смотреть на рейтинг с точки зрения сегментации по возрасту, то у каждого поколения есть свои специфичные черты потребления и те критерии, за которые покупатели любят новинку. Это особенно заметно при рассмотрении топ-3 товара для каждой возрастной группы. Так, верхние строчки рейтинга среди бейби-бумеров (61-71 год) занимают кисломолочный напиток Exponenta с вишней-пломбиром и мыло Duru Natural Olive, которые не входят в топ-3 у остальных респондентов. Аналогично поколение X (41–57 лет) отличает шоколад Milka Extra с лесным орехом, а поколение Y (25–40 лет) — шоколад King Of Nuts.
При этом среди лучших новинок в топ-10 заметны и общие черты. Например, в список вошли несколько SKU в крупных упаковках, с уникальными вкусами или обладающие определенной добавочной ценностью (с протеином, с увеличенной порцией орехов, с натуральным составом). «Такие новинки не только выделяются на полке рядом с конкурентами, но и следуют растущим направлениям на рынке и отвечают на специфические запросы своей аудитории — а значит, действуют на пересечении сразу нескольких трендов и дополнительно привлекают к себе внимание», — сказала Марина Волкова. В рейтинг «Нильсен» на основе обновленной методологии вошли те SKU, которые с точки зрения продаж соответствовали трем критериям:— новинки продавались более шести месяцев в 2024 г.; — к шестому месяцу продаж достигли взвешенной дистрибуции более 15% на уровне всей России;— новинки показали средние продажи на магазин за шесть месяцев больше, чем в среднем. После прохождения таких фильтров в круге претендентов на звание лучших из лучших осталось около 150 SKU из вышедших 64 тыс. новинок на рынке. Второй этап в формировании обновленного рейтинга лучших новинок — опрос более 1,5 тыс. покупателей, которые приняли участие в оценке по четырем направлениям: уникальность, актуальность, инновационность и желание купить.