Навстречу двадцать первому: галерея pop/off/art отмечает 20-летие выставкой «Порывы и дуновения»

Культура 2 часов назад 39
Preview

Главными героями торжества стали художники: от Эрика Булатова до Ивана Новикова.

Столичная галерея pop/off/art отмечает 20-летие выставкой «Порывы и дуновения». Считается, что галерейный бизнес — рискованный и недолговечный: и действительно — сколько галерей открылось и исчезло за эти два десятилетия, вместивших немало потрясений: от кризиса 2008 года до пандемии и санкционной изоляции. Однако галерея pop/off/art под руководством Сергея и Ольги Поповых выдержала все удары судьбы и смогла при этом обрести собственное «лицо», пусть порой и приходилось от чего-то отказываться — например, от филиала в Берлине, проработавшего всего два года, с 2012-й по 2014-й. Искусство, на которое здесь делают ставку, вряд ли можно назвать «конформным»: зрителю предлагают не спрятаться от реальности, а задуматься, и не всегда от этих мыслей бывает уютно. А еще это всегда концептуально проработанные проекты. К созданию текстов для выставок Сергей Попов привлекает философов и антропологов — то есть тех, кто может говорить об искусстве, опираясь на широкую гуманитарную базу. Хотя, положа руку на сердце, он мог бы писать и сам: благодаря искусствоведческому образованию и опыту публикаций в СМИ, в том числе, кстати, — в «Культуре».

Впрочем, куратором выставки «Порывы и дуновения» — а также автором текста — стал не философ и даже не искусствовед, а художник — Иван Новиков. И это, наверное, правильно, ведь, по замыслу Сергея и Ольги Поповых, именно художники — главные герои нынешнего юбилейного торжества. На выставке, проходящей в Цехе Красного Центра современного искусства «Винзавод», представлены работы 35 авторов. Все эти вещи когда-то «прошли» через галерею и сегодня принадлежат музеям либо частным коллекционерам или стали частью корпоративной коллекции (СДМ-Банк). Выставочное пространство формально поделено на четыре раздела, при этом каждая работа отсылает к значимому для pop/off/art событию: за 20 лет в самой галерее прошло 175 выставок, а число музейных проектов достигло 40. Так, Николай Касаткин — чья картина показана в разделе «Сила покоя» — один из самых важных авторов для галереи. Широкое знакомство публики с творчеством этого художника-шестидесятника произошло именно благодаря Сергею Попову, организовавшему «персоналки» в Третьяковке и Новом Манеже, а также «прокатившему» выставку по четырем городам. Касаткин — художник, переосмысляющий наследие русского пейзажа, как и саму концепцию станковой живописи. А один из его любимых приемов — mise en abyme, или «картина в картине» — можно увидеть на работе «Майские лужи», показанной на выставке. Здесь же, в этом «умиротворяющем» разделе — работа Эрика Булатова, чья первая «галерейная» выставка прошла год назад именно в pop/off/art. А также Евгений Михнов-Войтенко — еще один представитель неофициального искусства, почти забытый, но возвращенный в публичное поле благодаря деятельности галереи.

Второй раздел — «Скрытое беспокойство» — сделан специально для «тревожников»: чувство, похожее на саспенс, не отпускает, хотя работы не отсылают к очевидным катастрофам. Впрочем, приглядевшись, замечаешь странности: так, среди райских кущ изображена механическая рука, сжимающая череп — явный оммаж к Гамлету («Видение Гамлета его отцу», Виталий Пушницкий). Или, например, объект Василия Кононова-Гредина: прикрепленные к доске детали машин, рядом — инструкция: как собрать бензопилу. По замыслу автора, из этих обломков форм должна появиться новая форма, которую, если что, можно будет вернуть обратно, во фрагментарное состояние.

Следующий раздел — «Жизнь любви»: здесь можно увидеть представителя «митьков» Владимира Шинкарева, который предстает в неожиданной ипостаси — как тонкий пейзажист. Наверное, это самый гуманистический раздел — хотя бы из-за внимания к «маленькому человеку», извечному герою русской культуры. В небольших рисунках Ольги Чернышевой мы видим «людей-гамбургеров»: безымянных работников, разгуливающих по улицам российских городов в нелепых рекламных костюмах. Здесь же, конечно, и Михаил Рогинский — еще одно приобретение галереи pop/off/art, работающей теперь с наследниками мастера. Художник-отшельник, любивший Москву и тосковавший по ней в роскошном Париже, не наделял людей индивидуальными чертами. И все же в изображенных им бесконечных очередях или — как на картине «Длинное собрание» — битком набитых залах ощущается внимание к человеку и даже сочувствие, хотя Рогинского, безусловно, занимали и чисто живописные вопросы.

Наконец, последний раздел «Битва со временем» посвящен рефлексии на тему эфемерности и конечности бытия или секунд, утекающих сквозь пальцы. Художник не может не задумываться о том, что было, но каждый решает эту задачу по-своему. Ростислав Лебедев — в духе соцарта: в экспозиции представлен объект в виде окна со ставнями с надписью «Раньше было лучше». Владимир Потапов исследует проблемы памяти и нашей недавней истории в картине, на которой советское прошлое проступает через слои краски («Маркс, Энгельс, Ленин»). А инсталляция Ольги и Олега Татаринцевых «Думаю: прочь», посвященная переписке Ханны Арендт и Мартина Хайдеггера, заставляет задуматься о том, как переплетаются дружеское и политические, интимное и общественное, личное и историческое. И этот клубок противоречий, как показывают последние десятилетия, трудно размотать до сих пор.

Выставка работает до 23 марта.

Фотографии: Василий Кузьмиченок / АГН Москва.

 

Читать в Культура
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'