На сгибе инноваций: как новые дисплеи меняют потребительскую электронику

ПРОФИЛЬ 5 часов назад 43
Preview

В середине мая китайская ИТ-корпорация Huawei представила Matebook Fold – гибридный «ноутбукопланшет» с большим складным дисплеем. Это новый форм-фактор на рынке, но принципиальных инноваций в самой технологии нет уже на протяжении шести лет. Тем не менее вендоры продолжают экспериментировать, и уже скоро рынок может заметно измениться.

Складные девайсы появились на потребрынке в 2019-м, когда Samsung запустила линейку Galaxy Fold. Вскоре подтянулись и другие вендоры, сегодня их наберется с добрый десяток. Преимущественно это компании из Китая: Huawei, Oppo, Xiaomi, OnePlus, Motorola. Из американских – только Google со сравнительно молодой линейкой Pixel Fold (напомним, американский бренд Motorola более 10 лет назад ушел под крыло китайской Lenovo).

Как правило, такие устройства представлены на рынке в двух форматах. Наиболее распространенный – «книжка», или Fold: в сложенном состоянии смартфон напоминает обычный (хоть и весьма толстый) девайс и раскрывается горизонтально, образуя почти квадратный планшет. Второй популярный форм-фактор – «раскладушка» (Flip), напоминающая о любимом многими в нулевые типе телефонов: из небольшого «квадратика» аппараты вертикально разворачиваются в обычные смартфоны.

[embed]https://profile.ru/scitech/zhidkoe-steklo-i-drugie-kljuchevy...[/embed]

Девайсы со складным экраном занимают достаточно скромную часть рынка: их доля в мире варьируется в пределах 1,5–2% от всего объема мобильников. По итогу 2024-го Coherent Market Insights оценивает сегмент складных смартфонов почти в $28,7 млрд с прогнозом роста до $102,8 млрд к 2032-му. Это означает ежегодное 20-процентное увеличение, но, по данным Counterpoint, пока рынок растет куда медленнее – всего на 3,4% в год, преимущественно за счет китайских вендоров.

В России, впрочем, картина несколько иная. По данным МТС, за январь–апрель 2025-го количество продаж складных девайсов возросло на 32% (как в штуках, так и в деньгах) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Ключевой драйвер – появление большого количества «китайцев», подразумевающее расширение ассортимента и снижение цен.

Тенденция прослеживается и на мировом уровне: постепенно китайские вендоры «выбивают» исторического лидера Samsung. Конечно, на статистику сильно влияет Китай: южнокорейскому и тем более американскому вендорам там предпочитают отечественных производителей. Но и за пределами страны они постепенно отхватывают все большую часть рынка, хотя показатели и оценки аналитиков очень сильно меняются от квартала к кварталу.

Сама Samsung около года назад отмечала, что ее новые складные смартфоны покупают преимущественно не новые клиенты, а те, кто хочет перейти со старых поколений. А значит, аудитория растет несильно, и, вероятно, это касается не только южнокорейского производителя, но и рынка в целом. Иными словами, сегмент складных девайсов не то чтобы стагнирует, но и не слишком сильно развивается – пока что.

В том, что складные девайсы до сих пор не стали по-настоящему массовыми, ничего удивительного нет. Безусловно, в некоторых аспектах они выигрывают у традиционных смартфонов. Основных преимуществ два, и, как ни странно, оба связаны с форматом дисплея. Первое – больше полезного пространства в компактном девайсе. Второе – продвинутые системы многозадачности: на «книжках» гораздо удобнее работать с несколькими приложениями одновременно.

[embed]https://profile.ru/scitech/ii-bazis-i-nadstrojki-chem-udivil...[/embed]

Проблемы, увы, куда весомее, и решить их полностью за шесть лет так и не удалось. Прежде всего в глаза бросается изгиб посередине. В разложенном состоянии экран не абсолютно плоский, как должно быть в идеале: вдоль линии сгиба он всегда идет небольшой волной. Ее не видно, если смотреть на экран прямо, но стоит немного отклонить плоскость – и вот она. Не говоря уже о том, что изгиб всегда ощущается пальцем.

Вторая сложность куда критичнее и кроется в шарнире – механизме, который, собственно, и позволяет сгибать-разгибать девайс сотни раз. Частая беда ранних моделей – пыль или различные крошки, которые случайно попадали в механизм, после чего он хуже работал или вовсе ломался. В некоторых случаях из-за этого даже отказывали дисплеи. Проблему, к счастью, по большей части решили, но речи о том, чтобы назвать складной смартфон столь же надежным, как обычный, не было и нет.

Такие аспекты, как габариты (в сложенном состоянии складные смартфоны толще обычных в полтора-два раза) и вес (примерно в полтора раза тяжелее), опустим, хотя кого-то и это может остановить от покупки. А вот стоимость как отпугивала, так и продолжает. Несмотря на общее снижение цен, дешевые складные девайсы на глобальном рынке стоят примерно столько же, сколько ультимативные классические флагманы, – порядка $1,2 тыс. Самые продвинутые «раскладушки» обойдутся в полтора раза дороже.

Несмотря на все сложности и сравнительно небольшую пользовательскую базу, вендоры продолжают верить в этот форм-фактор. Большинство сосредотачиваются на доработке того, что уже есть на рынке: стараются сгладить изгиб посередине, повысить надежность механизмов, сделать смартфон тоньше и легче.

[embed]https://profile.ru/scitech/v-ozhidanii-chuda-kakimi-proryvny...[/embed]

Последнее, кстати, отдельный тренд, который особенно заметен в 2025-м. Малые толщина (8,93 мм в сложенном состоянии, 4,21 мм в разложенном) и вес (229 г) «раскладушки» Oppo N5 стали главным маркетинговым ходом китайской компании. В эту гонку с удовольствием включилась Samsung: пока она представила только очень тонкий Galaxy S25 Edge (классический формат), но, по достаточно правдоподобным слухам, новая «раскладушка» Galaxy Z Fold 7 тоже будет тоньше обычного и по габаритам приблизится к Oppo N5.

Пожалуй, единственная компания, которая пытается действительно смело экспериментировать с раскладными девайсами, – Huawei. В марте компания показала Pure X – нечто среднее между «книжкой» и «раскладушкой». Дело в размере: он крупнее (а точнее, шире), чем «флипы», но при этом компактнее полноценных книжных «фолдов».

Результатом аналогичных экспериментов с размерами является Matebook Fold, который был представлен в середине мая. Huawei позиционирует девайс как ноутбук: предлагает также ставить его на стол в полуизогнутом формате, использовать мышку либо тачпад для управления, по необходимости выводить экранную клавиатуру или подключать беспроводную физическую. При желании его можно развернуть в гигантский 18-дюймовый планшет. Но в этом формате он лучше работает как монитор (например, смотреть кино). Изгиб посередине по-прежнему хорошо различим.

Пожалуй, самый смелый эксперимент компании – «трикладушка» Mate XT, вызвавшая ажиотаж в прошлом году. Ничего принципиально нового по сравнению с обычными «раскладушками» в ней нет. Разница лишь в количестве шарниров: вместо одного девайс оснащен двумя, по принципу «гармошки». Это позволяет ему из очень, очень толстого (12,8 мм) смартфона превращаться в полноразмерный планшет (диагональ дисплея в разложенном состоянии – 10,2 дюйма).

В этом году в дополнение к складным девайсам на рынке должен появиться новый тип устройств – с растяжимыми экранами. Если раньше мы видели ряд концептов (прежде всего от Samsung и LG, которые активнее остальных в мире экспериментируют с дисплеями), то теперь речь идет о массовом производстве.

[embed]https://profile.ru/scitech/ot-ii-chipov-do-hodyachih-stolov-...[/embed]

На выставке потребительской электроники CES 2025 в январе Lenovo показала ThinkBook Plus Gen 6. На первый взгляд это просто толстоватый ноутбук, но по нажатию кнопки его дисплей вытягивается вверх, превращаясь в вертикально ориентированный экран с диагональю 16,7 дюйма. Старт продаж намечен на июнь.

Все остальное пока представлено только на уровне концептов. В частности, LG в прошлом ноябре показала гибкий экран, который ведет себя буквально как тряпочка – гнется и выпрямляется, растягивается и складывается. Тогда в медиа много говорилось о том, что подобное можно встраивать в одежду, позволяя настраивать внешний вид с помощью «цифры».

Но сами вендоры предлагают взглянуть на технологию прагматичнее. Майский анонс от той же LG – концепт функциональной автомобильной панели. Только растягивается дисплей не в стороны, а в третьем измерении – вверх. Таким образом предлагается решить проблему сенсорных экранов в авто. Чтобы настроить или что-то изменить, на них обязательно нужно смотреть, однако на дороге это опасно. Если же рука чувствует выпуклость (как и предлагает LG), то можно выполнять действия, не отвлекаясь от вождения.

Тут же напрашивается доработка сенсорных ноутбуков. Набирать текст вслепую на экранной клавиатуре невозможно из-за отсутствия тактильной обратной связи: клавиши просто не ощущаются, а значит, мозг не понимает, действительно ли введен символ или нет. Отчасти поэтому Huawei Matebook Fold и оснащается дополнительной физической клавиатурой, а для планшетов существует целый сегмент аксессуаров – чехлов с клавиатурой.

[embed]https://profile.ru/scitech/eto-prosto-fantastika-kakimi-tehn...[/embed]

Но если клавиши будут буквально «выталкиваться» с плоскости экрана, то проблему удастся решить. Демо от LG (а также недавно показанный концепт 3D-дисплея от Samsung) как будто позволяет в перспективе это сделать. К слову, в середине 2010-х такой подход уже прорабатывался, на СES-2013 компания Tactus даже показывала соответствующий концепт, однако до массового рынка дело, увы, так и не дошло.

Для складных дисплеев возможность растягивания и сжатия тоже критически важна. Собственно, это позволит наконец решить проблемы складки посередине и уязвимости шарнирного механизма. А значит, есть вероятность, что рынок сдвинется с мертвой точки: форм-факторы станут более разнообразными, появятся доступные по цене модели при условии, что производство гибких и растягивающихся дисплеев в промышленных масштабах удастся сделать достаточно недорогим.

 

Читать в ПРОФИЛЬ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'