Мушкетерские страсти: жизнь и кино Юнгвальд-Хилькевича

TVCENTER 11 часов назад 12
Preview

Его нет с нами уже почти десять лет, но наследие Георгия Юнгвальд-Хилькевича, словно живой огонь, полыхает ярче иных современных искр. Мы говорим о человеке, чью юность спасли книги Дюма, и он, едва получив возможность, ответил любимому автору блестящими экранизациями. Фильмы стали легендами, но за кулисами съемок бушевали страсти, достойные отдельной драмы.

Год детства провел в “гипсовом плену”

Георгий Юнгвальд-Хилькевич появился на свет в Ташкенте, где его семья искала убежище от репрессий. Мать, балерина Нина Буйко, всю жизнь хранила тайну дворянского происхождения, а отец стал архитектором и главным режиссером Ташкентского оперного театра.

Георгий рос вихрем: схватывал знания на лету, гонял мяч, рассекал на мотоцикле. Но однажды, во время футбольного матча, осколок стекла вонзился во вратарскую ногу. Необработанная рана обернулась сепсисом и остеомиелитом бедра. Три месяца юноша корчился в агонии, пока отец не достал драгоценный пенициллин.

Георгий Юнгвальд-Хилькевич с мамой. Фото: Стархит

Следующий год он провел в “гипсовом плену”.

Мама спасла мне жизнь, а Дюма – разум. Я читал «Трех мушкетеров» без остановки, и не только Дюма, но и, возможно, своего деда Золя, и многих других,

– вспоминал режиссер.

Мать научила Георгия расписывать ткани, что приносило в дом неплохой доход. Но как же этот путь привел его в кино? 22 октября мы отмечаем 91 год со дня рождения мастера, и мы раскрываем его историю.

Путь через тернии к звездам

Георгий Юнгвальд-Хилькевич, словно одержимый, помогал родителям. Прыгая на одной ноге, он вычищал дом до блеска, чтобы мать не утруждалась после работы. Он научился восстанавливать поврежденные пиджаки, грунтовать и расписывать театральные задники.

Все текло, текло и перетекло к тому, что после архитектурного института, куда я поступал на костылях, я пошел в художественный. Будучи студентом, меня уже приглашали в театр делать декорации, потом – в кино. Режиссером я стал лишь для того, чтобы получить больше свободы для воплощения своего художественного замысла,

– заключил Юнгвальд-Хилькевич.

Георгий Юнгвальд-Хилькевич на работе. Фото: Стархит

Он работал художником в театре и честно признавался в мимолетных интрижках с балеринами. Помимо бурных романов, Георгий  страдал от другого демона – алкоголизма. Юнгвальд-Хилькевич начал регулярно выпивать на пятом курсе, и с каждой вечеринкой зависимость углублялась: сначала стакана пива хватало, чтобы снять похмелье, потом и бутылки водки было мало.

Так пьешь-пьешь-пьешь, пока не теряешь сознания. Приезжает скорая, давление 230 на 150, кровь из носа, везут в больницу, ставят капельницу. Ты лежишь долго-долго-долго, тебя, беспомощного, тащат, девицы ставят то клизмы, то гуж в детородный орган, потому что у тебя спазм, все функции отказывают. И так это все унизительно!

– описывал ужасы запоя режиссер.

Несмотря на зависимость, Юнгвальд-Хилькевич окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров, а его дебютным фильмом стала «Формула радуги». Слава настигла постановщика после картины «Опасные гастроли» с Владимиром Высоцким. Георгий Эмильевич подружился с актером, который также не контролировал свою страсть к спиртному, но совместно они кутили лишь однажды. Драматург отмечал, что из порочного круга может вытащить только тот, кого алкоголик жалеет больше себя самого.

Мушкетерские баталии и семейные штормы

«Туфли с золотыми пряжками», «Ах, водевиль, водевиль…», «Выше радуги», «Узник замка Иф» – все эти работы ценят поклонники, но ни одна не принесла такого триумфа, как экранизация «Трех мушкетеров» Александра Дюма. Работа была грандиозной, но не лишенной конфликтов: Ирину Алферову в роли Констанции режиссер не видел, предпочитая Евгению Симонову, но худсовет вынудил его принять звезду «Ленкома». На одной площадке с мужем Александром Абдуловым Алферова не оказалась: Михаил Боярский так поразил Юнгвальд-Хилькевича, что тот счел малоизвестного артиста идеальным д’Артаньяном.

Фото: Стархит

Ходили слухи, что на площадке артисты постоянно кутили, лишь Вениамин Смехов держался особняком. В своих мемуарах Юнгвальд-Хилькевич вспоминал, что у актеров был уговор: никаких отдельных романов.

Выбирают самую красивую – одну на всех. Конечно, с ее согласия. Тут проблем ни разу не возникло. Теперь представляете, что стояло за словами «все за одного» у этих разгильдяев, когда они их произносили?

– откровенничал режиссер.

Скандалы окружали картину и после съемок: сценарист Марк Розовский и поэт Юрий Ряшенцев подали в суд на Юнгвальд-Хилькевича, который вставил в третью серию чужие стихи, но не указал их автора в титрах, приписав их Ряшенцеву. Сценарист и поэт выиграли процесс, но из-за громкого спора попали в черные списки на ТВ.

Георгий Юнгвальд-Хилькевич и Михаил Боярский. Фото: Стархит

Спустя годы конфликт разгорелся с новой силой: Розовского возмутило, что в интервью Юнгвальд-Хилькевич обвинил актеров в пьянстве и аморальном образе жизни, а сценарий якобы вынужден был переписать.

Я не сдержался и публично ответил ему. Мой главный аргумент был такой: «Если «Мушкетеров…» сделал только ты, а мы с Юрой тебе мешали, то почему продолжения, которые ты снял без нас, не стали хитами?!» Мне больно, что в картине мы воспевали мужскую дружбу, а он ее спустил в унитаз,

– негодовал Розовский.

Сам Юнгвальд-Хилькевич отмечал, что «Двадцать лет спустя» снимал только ради Михаила Боярского, ставшего к тому времени мэтром. При этом в 90-е, когда кино переживало кризис, режиссер переключился на работу в Театре Куклачева, а параллельно писал картины.

Три любви, один финал

Первая свадьба не смогла обуздать любвеобильность режиссера: Юнгвальд-Хилькевич постоянно изменял офицерской дочке Светлане Марковой. В 25 лет он впервые стал отцом, но и это не усмирило его пыл. Роман с балериной Таней Черновой длился годами и вылился во второй брак, когда его дочь Наташа уже выросла.

Георгий Юнгвальд-Хилькевич с женой и дочерью. Фото: Стархит

Татьяна жила интересами мужа и даже стала его ассистенткой на съемках, но ее патологическая ревность сводила режиссера с ума. Юнгвальд-Хилькевич начал изменять и второй жене – чтобы терпеть скандалы не просто так, а за дело. Увы, Чернова цеплялась не только к поклонницам, но и к дочери постановщика, что стало причиной трещины в браке. Окончательно же союз распался, когда наш герой встретил на пробах в «Узнике замка Иф» 17-летнюю танцовщицу Надиру Мирзаеву.

Сначала режиссер отказался от кандидатуры студентки хореографического училища, но когда его жена захотела вызвать ее на съемки из Ташкента, пришлось подчиниться судьбе. Несмотря на 35-летнюю разницу в возрасте, семейный статус Юнгвальд-Хилькевича и наличие жениха у Надиры в Узбекистане, между актрисой и постановщиком вспыхнули чувства. Несколько лет они прожили в общежитии при Одесской киностудии, затем переехали в Москву, а расписались только перед рождением дочери Нины, после семи лет совместной жизни.

Георгий Юнгвальд-Хилькевич со старшей дочерью. Фото: Стархит

Надире пришлось нелегко, ведь все знакомые режиссера обожали Татьяну Чернову. Кроме того, после смерти матери постановщик сорвался.

Ей достался последний и мучительный запой длиной в год, из которого она меня тянула на своих плечиках. И вот такому, вусмерть пьяному, она сказала, что хочет от меня ребенка. Этим она отрезвила меня навсегда,

– вспоминал Георгий Эмильевич.

Изменило ли режиссера позднее отцовство или сама Надира, но в третьей семье он отрекся от других женщин. Вместе супруги провели 20 лет, до самой смерти 81-летнего Георгия Эмильевича от сердечной недостаточности. И хотя постановщик поддерживал общение со старшей дочерью Натальей, он завещал квартиру в Москве, дом на Кипре и «Ягуар» Надире Мирзаевой. «

Помните такого режиссера? Пишите комментарии.

Самые читаемые материалы на эту тему:

➔ Раскрываем секреты ★ звёзд шоу-бизнеса в нашем Telegram ☚

 

Читать в TVCENTER
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'