
Недавнее объявление о присвоении Анне Пересильд почётного титула «Актриса года» вызвало бурю обсуждений и недоумения. Сначала в медийном пространстве возникла забавная путаница: многие, услышав знакомую фамилию, поспешили отнести эту новость к прославленной Юлии Пересильд. Однако очень скоро выяснилось, что речь идёт не о звёздной матери, чьё имя уже давно вписано в историю отечественного кинематографа, а о её юной наследнице, которая стремительно прокладывает себе путь к вершинам. Возник закономерный вопрос: действительно ли страна в едином порыве отдала свои голоса за начинающую артистку?
Вчера Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал результаты масштабного исследования, посвящённого состоянию российского кино за уходящий 2025 год. И хотя, честно говоря, применять величественное слово «кино» к подавляющему большинству современных проектов зачастую не поднимается рука, уж слишком много сомнительных работ, едва ли способных соответствовать высоким стандартам экранного искусства, появилось в последнее время.
Вчера и сегодня: контрасты кинематографа
Показательно, что даже картины, созданные в лихие девяностые в условиях острейшего дефицита финансирования, нередко превосходят по уровню художественного исполнения многие нынешние ленты. Достаточно лишь вспомнить культовые работы Алексея Балабанова, Александра Рогожкина, Никиты Михалкова и других мастеров, которые создавали подлинное кино, а не тот конвейерный продукт, что штампует сегодня, к примеру, Сарик Андреасян.

Казалось бы, в последние годы отечественный кинематограф пополнился множеством свежих лиц. Но давайте будем откровенны: многие ли из них по-настоящему заслуживают широкого внимания? Кого из плеяды молодых актёров можно без сомнений назвать подлинным талантом? Именно поэтому у зрителей возникают серьёзные вопросы к объективности подобных опросов, на основе которых формируются нужные рейтинги и возводятся торжественные пьедесталы. Механизм их работы, к сожалению, прекрасно известен всем.
Возьмём, к примеру, упомянутый опрос ВЦИОМ. Едва ли мы сильно ошибёмся, предположив, что значительная часть граждан нашей страны даже не слышала об Анне Пересильд. Да и о её знаменитой матери большинство узнало лишь после её нашумевшего полёта в космос, на который, к слову, было потрачено более одного миллиарда рублей из карманов налогоплательщиков. Многие ли захотят пересмотреть «Вызов» хотя бы второй раз? Вряд ли. А вот к «Брату» Балабанова зрители возвращаются вновь и вновь, готовы смотреть его хоть в сотый раз.
Неожиданный триумф юной звезды
И тем не менее, именно Анне Пересильд, этому юному дарованию, официально присваивается звание лучшей актрисы. Поистине, такое решение вызывает недоумение.
Теперь обратимся к конкретным рейтингам и посмотрим, кто ещё удостоился чести быть признанным лучшими. В мужской актёрской категории особых сюрпризов не произошло. Третью позицию разделили Юра Борисов и Саша Петров, а серебро досталось Сергею Бурунову.

Нельзя утверждать, что эти актёры являются бесспорно выдающимися мастерами своего дела, однако их постоянное присутствие на экранах вполне объясняет высокие места в рейтинге: чрезмерная узнаваемость неизбежно работает на результат, закрепляя их в числе лидеров.
А вот лидерская позиция действительно удивила многих. На протяжении долгих лет неоспоримым фаворитом оставался Константин Хабенский, но по итогам 2025 года первое место занял Сергей Безруков.
Эта смена лидера наверняка спровоцирует жаркие обсуждения и неоднозначные мнения, ведь громких премьер у народного артиста давно не было. Даже широко разрекламированный фильм «Август» Высоцкого и Лебедева, где Сергей Витальевич исполнил главную роль, получил весьма прохладные отзывы критиков и едва ли может претендовать на звание шедевра.
Впрочем, отрицать художественный потенциал Безрукова бессмысленно — его талант признают даже те, кто не считает его своим любимым актёром. Хотя, по мнению многих, более яркой и запоминающейся работы, чем «Бригада», в фильмографии артиста просто нет. Но здесь, как говорится, дело вкуса.

Загадки женского рейтинга
Если в мужской категории результаты ещё выглядят относительно логично, то женский рейтинг вызвал целую волну вопросов. На третьем месте оказались сразу пять актрис: Екатерина Климова, Анна Ковальчук, Настасья Самбурская, Марина Александрова и Екатерина Гусева.
Вторую строчку заняла Лиза Боярская, а первое место разделили Мария Аронова, Светлана Ходченкова и Анна Пересильд.
Любопытно, что победившая тройка получила всего по 7% голосов. Этот показатель не выглядит слишком внушительным, однако именно он послужил основанием для присвоения громкого звания «Актриса года».
По большому счёту, присутствие Светланы Ходченковой в числе лидеров вполне закономерно — она давно зарекомендовала себя как профессиональная и востребованная актриса. Не вызывает удивления и появление в списке Марии Ароновой, чей творческий потенциал у многих вызывает искреннее восхищение.

А вот включение в эту тройку Анны Пересильд вызывает немало споров. Будучи 16-летней девушкой без профессионального актёрского образования, она формально даже не относится к профессиональным служителям Мельпомены. Неудивительно, что для значительной части зрителей идея признать её лучшей кажется попросту нелепой.
Вопросы к методике исследования
Неизбежно возникают вопросы о том, кто именно принимает участие в подобных опросах и насколько корректно была выбрана аудитория. Дополнительную иронию придаёт информация о методах исследования: голосование длилось всего один день — 31 октября, а приняли в нём участие немногим более полутора тысяч человек. Для страны таких масштабов это откровенно мизерная выборка, что ставит под сомнение как точность результатов, так и серьёзность сделанных по их итогам выводов.
Теперь обратимся к реакции социальных сетей. Вот лишь небольшая подборка комментариев, посвящённых триумфу Анны Пересильд. Мнения пользователей говорят сами за себя:
«Они сами себя выбирают. Жребий кидают!»
«Кого решат, того и назначат звездой. Ну попросила мамочка для дочки «протекцию» сделать. Сделали»
«В опросе приняли участие 1600 человек от 18 лет. Это что, вся Россия? Бред какой-то»
«Пересильд? Серьезно? Ей самой-то не смешно? Ну какая, она к шутам, актриса? Аронова — уникум! Мега талант!»

Конечно, воспринимать подобные рейтинги как истину в последней инстанции вряд ли стоит, однако их влияние на общественную среду недооценивать тоже нельзя: они активно формируют культурные ориентиры и задают направление развития индустрии. Невольно вспоминается советская эпоха, когда путь к зрителю был куда тернистее: актёр обязан был окончить профильный вуз, получить диплом, а чтобы завоевать любовь всей страны, нужно было создать подлинно выдающийся образ, ради которого люди стояли в очередях у кинотеатров.

Сегодня же всё изменилось: например, Юлия Пересильд, побывавшая в космосе и ещё совсем недавно возглавлявшая всевозможные топ-листы, постепенно утрачивает статус безоговорочного лидера. В то время как её шестнадцатилетняя дочь, по сведениям прессы, уже зарабатывает вдвое больше матери. Наблюдать за такими изменениями, признаться, довольно грустно.
Что вы думаете о справедливости подобных рейтингов и их влиянии на современный кинематограф? Поделитесь мнением в комментариях.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: