Люди со светлыми лицами: выставка про декабристов в Музее Пушкина

Культура 2 часов назад 11
Preview

В канун 200-летней годовщины восстания на Сенатской площади в Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке открылась выставка «Декабристы: Люди и судьбы».

Выставки про героев 14 декабря в Музее Пушкина — явление такое же обыденное, как смена времен года. Каждые пять-десять лет, к круглой дате, появляется экспозиция, составленная — как из кубиков конструктора — из знакомых с детства (автор заканчивал школу еще при Брежневе. — «Культура») портретов и рисунков, мемориальных вещей, рукописей — «декабристские» фонды ГМП большие: Советская власть с пиететом относилась к первым борцам с самодержавием, которые, как известно, «разбудили Герцена».

 Люди и судьбы»

Делались выставки по одним и тем же лекалам: сначала обстоятельства, предшествовавшие восстанию, затем период междуцарствия, события 14 декабря 1825 года и, наконец, финал — истории трудной жизни (можно даже сказать — трудовой, для многих так оно и было на самом деле) декабристов на каторге и в ссылке.

Ах, Александр Сергеевич, милый, ну что же вы нам ничего не сказали...

На этот раз авторы выставки «Декабристы: люди и судьбы» удивили. Здесь почти нет «главного экспоната» музея, а именно самого Александра Сергеевича! Нет, конечно, повествование начинается аb ovo — с Лицея: литографии царскосельских пейзажей, портреты однокашников «номера четырнадцатого» — Пущина, Кюхельбекера, Вольховского...

Устроители выставки сразу переносят нас в Каменку — богатое имение в Чигиринском уезде Киевской губернии, принадлежавшее Василию Давыдову, одному из руководителей Южного общества. Поэт тут гостил, общался с друзьями, которые здесь же плели заговор против царя. Представлен «малый джентльменский набор»: пейзаж усадьбы, рисунок Мстислава Добужинского «А.С. Пушкин в Каменке среди декабристов» (1924), мебель начала XIX века, строки из стихотворения Пушкина «Василию Давыдову» (1821).

«А.С. Пушкин в Каменке среди декабристов»

Мстислав Добужинский. «А.С. Пушкин в Каменке среди декабристов». 1924

К содержательной части выставки «Декабристы: люди и судьбы» относится другая цитата Александра Сергеевича: «Бунт и революция мне никогда не нравились, но я был в переписке со многими заговорщиками. Все возмутительные рукописи ходили под моим именем...» — это строчка из письма Петру Вяземскому.

 Люди и судьбы»

Вообще, рукописей и других документов в залах «Под сводами», где разместилась экспозиция, много. И интереснейших! Например, «Записка о тайных обществах» Михаила Грибовского, переданная императору Александру I (тут можно многое узнать о масонских связях декабристов), Манифесты Николая I — об отречении великого князя Константина и своем восшествии на престол, о восстании 14 декабря, о результатах следствия, о совершении приговора над государственными преступниками... Донесения Следственного комитета, записи допросов, Высочайший указ Верховному уголовному суду о смягчении наказаний декабристам... И как заключительная точка — черновая рукопись первой главы поэмы «Полтава» А.С. Пушкина с изображением виселицы.

Играем в декабристов?

Следует отметить прекрасное оформление залов «Под сводами», сделанное художником Александром Коновым. Центральный зал он превратил в Сенатскую площадь 14 декабря. Во всю стену — фотообои: занесенный снегом Медный всадник (историческая неточность, поскольку в 1825 году в Петербурге стояла нетрадиционно теплая зима: «снег выпал только в январе». — «Культура») и стройные шеренги лейб-гвардии Конного полка. У противоположной стены выстроен как бы фрагмент деревянных лесов возводимого тогда Исаакиевского собора. Пол имитирует брусчатку Сенатской площади. Все очень живописно, но в то же время какое-то игрушечное и совсем не страшное.

 Люди и судьбы»

На одной из стен размещены — тоже в шеренгу — портреты генералов, оставшихся верными престолу: Карла Бистрома и его брата Адама, командовавшего лейб-гвардии Павловским полком, Александра Бенкендорфа, командира Конной гвардии Александра Орлова, командира гвардейского корпуса Александра Воинова. Изображений противостояния на Сенатской не так много: знаменитая акварель Карла Кольмана и рисунок-реконструкция Адольфа Шарлеманя «Смерть Милорадовича 14 декабря 1825 года» (1862). Что характерно, художники уже советского периода (акварель Николая Кузьмина «Декабристы на Сенатской площади», 1935, и офорт Николая Домашенко «Сенатская площадь. 14 декабря 1825 года», 1969) выбрали тот же сюжет. Это и понятно: список жертв восстания при Советах пытались «минимизировать», сведя все к фигуре злосчастного петербургского военного генерал-губернатора, убитого Петром Каховским выстрелом в спину. (И тут же портрет убийцы — работа все того же Николая Домашенко, сделавшего себе имя на «декабристской теме».)

 Люди и судьбы»

А ведь на Сенатской площади 14 декабря 1825 года произошла настоящая бойня: погибло более трехсот рядовых и офицеров. Трагедия была еще и в том, что в этот день — наверное, впервые за всю историю империи! — русские солдаты были вынуждены стрелять в русских солдат. Которых (назовем вещи своими именами) обманом вывели их начальники на площадь под лозунгом: «Да здравствует царь Константин и жена его Конституция!».

«Сенатская площадь. 14 декабря 1825 года»

Николай Домашенко. «Сенатская площадь. 14 декабря 1825 года». 1969

Но для устроителей экспозиции жертвами восстания стали не они, а... «Литераторы, поэты, издатели и члены литературных обществ, герои Отечественной войны 1812 года и профессиональные военные, чиновники и государственные деятели — просто молодые люди, живые и думающие, мечтающие и ищущие, со своей биографией и судьбой» (это из анонса выставки). И расправа над ними — разумеется, была чудовищной и ужасной. А тот факт, что многие понесли наказание за то, что вынашивали планы цареубийства, упомянут на этикетаже к портретам — мелким шрифтом.

А где же «другие декабристы»?

Устроители сразу сделали оговорку: выставочный проект посвящен тем, кто вышел на Сенатскую площадь и «навсегда изменил ход истории». Но очень жаль, что Государственный музей А.С. Пушкина не показал «других декабристов» — тех, кто разделяя реформистские убеждения своих товарищей, хотели послужить России. «Декабристов без декабря», по меткому выражению философа и искусствоведа Сергея Дурылина; так он охарактеризовал князя Петра Вяземского (портрета ближайшего друга Пушкина на выставке нет). Князь в 1830-х годах поступил на государственную службу, занял пост товарища (заместителя. — «Культура») министра просвещения, возглавил Главное управление цензуры, стал тайным советником, сенатором.

В этом ряду стоит и Александр Грибоедов, статский советник и министр-резидент (полномочный посол) России в Персии, автор презрительной фразы: «Сто прапорщиков хотят изменить весь государственный быт России». Его подозревали в принадлежности к тайному обществу, на допросах в Следственной комиссии об этом сообщали «главари» заговора — Кондратий Рылеев, князь Евгений Оболенский и князь Сергей Трубецкой... Но Николай I подписал Грибоедову «очистительный аттестат» и даже присвоил более высокий чин. И, возможно, если бы Александр Сергеевич не погиб в Тегеране от рук мусульманских фанатиков, ему светила бы должность министра иностранных дел, а может быть, даже канцлера Российской Империи.

Назовем еще несколько фамилий. Лев Перовский («Союз благоденствия» и «Военное общество») — министр внутренних дел и министр уделов, управляющий Академией художеств. Брат его Владимир Перовский — заговорщик, а впоследствии самарский генерал-губернатор. Павел Граббе («Союза благоденствия») — командующий русской армией на Кавказе, один из самых успешных военачальников Кавказской войны.

Можно вспомнить Александра Суворова-Рымникского, внука знаменитого фельдмаршала, члена Петербургского филиала Южного, а также Северного тайного общества, — он стал генерал-адъютантом, генералом от инфантерии и прибалтийским генерал-губернатором. Схожая судьба и карьера у Владимира Обручева, также члена тайного общества, — погоны генерал-адьютанта и генерала от инфантерии и пост оренбургского военного губернатора.

Генералы, действительные тайные советники, сенаторы... многие имели в своем анамнезе декабристское прошлое. Но по прошествии времени именно они строили империю, диктовали свою волю странам Востока (а иногда и Запада), усмиряли национальные окраины, сооружали железные дороги и совершенствовали законы... пока их более радикальные товарищи добывали железную руду на нерчинских рудниках. Со многими из них Пушкин был знаком, встречался в свете и даже посвящал им стихи. Но их портретов на выставке в Государственном музее А.С. Пушкина нет.

«Во глубине сибирских руд...»

 Люди и судьбы»

Самый большой зал посвящен каторге и ссылке, довольно красочно поданой (даже поставили полосатый верстовой столб: «Иркутскъ. От С. Петербурга 4200 верст»). Устроители проследили все этапы хождения декабристов по мукам: сначала — литографии Петропавловской и Шлиссельбургской крепостей, затем офорты XVIII века «Вид Иркутска», «Вид Якутска», «Вид Туринска». Конечная точка маршрута — Сибирь, красочные пейзажи, исполненные ссыльным поляком Леопольдом Немировским — «Озеро Байкал», «Одна из вершин реки Иркут в Саянских горах», «Камень на реке Бирюсе в четырех верстах от золотых приисков» — величественная дикая природа и полное безлюдье.

«Камень на реке Бирюсе в четырех верстах от золотых приисков»

Леопольд Немировский. «Камень на реке Бирюсе в четырех верстах от золотых приисков». 1840–1850

Встречаются работы из более близкого «советского прошлого» — серия графических листов читинского художника Николая Полянского, темой которого стало пребывание декабристов в Петровском Заводе и Читинском остроге: «Тюремный двор. Одоевский и Кюхельбекер» (1981), его же «Горбачевский. Школа в тюрьме Петровского завода» (1982), весьма изобретательная работа — «Игра в шахматы декабристов с бурятами» (1982). Но все же «гвоздем программы» стала портретная галерея ссыльных и каторжан, созданная декабристом Николаем Бестужевым в Петровской тюрьме — несмотря на правительственный запрет «поселенцам из государственных и политических преступников... снимать с себя портреты». Акварели предоставил своему «однофамильцу» на Пречистенке ГМИИ имени А.С. Пушкина, а в собрание музея изобразительных искусств они попали из коллекции выдающегося советского литературоведа, искусствоведа и коллекционера Ильи Зильберштейна.

С первых дней пребывания на каторге Николай Бестужев вынашивал мысль «закрепить для будущих поколений физический и духовный облик прекрасных и благородных людей», как принято было писать в советские времена. Сейчас в Музее Пушкина можно увидеть изображения Михаила Лунина, Александра Муравьева, Михаила Кюхельбекера, Михаила Фонвизина, Сергея Волконского, Ивана Анненкова, Ивана Пущина, Михаила Бестужева, наконец, автопортрет самого Николая Бестужева.

Примечательны пояснения к портретам. Так, Василий Львович Давыдов «...одобрил предложения Пестеля о введении в России республиканского Правления посредством революции... сознался, что целью общества было лишить жизни всю Императорскую фамилию». Артамон Захарович Муравьев «...знал о намерении Матвея Муравьева покуситься на жизнь императора и советовал ему начать исполнение в то время, когда командуемый им эскадрон Кавалергардского полка будет во внутреннием карауле... утверждал, что во все преступления, которые делал, вовлечен необузданным языком и страстию врать...»

А вот еще один интересный акцент выставки. Особую витрину посвятили декабристу, избежавшему нерчинских рудников и ставшему первым русским политэмигрантом — Николаю Тургеневу. (Мы больше знаем его старшего брата Александра Ивановича — того самого, кто отвез тело Пушкина из Петербурга в родовую усыпальницу Святогорского монастыря.) Николай Иванович, бывший член «Союза благоденствия», вовремя уехал за границу, затем отказался вернуться на родину и был заочно осужден: «...к оправданию не явился, чем и подтвердил сделанные на него показания». Первым делом здесь бросается в глаза крупный портрет британского джентльмена — это единственный иностранец, пробравшийся «Под своды». Из пояснения к портрету следует, что сей незнакомец — Джордж Каннинг, английский государственный деятель. На выставке «Декабристы: Люди и судьбы» он представлен потому, что русское правительство потребовало у милорда (тогда Каннинг занимал пост министра иностранных дел, а затем сделался главой кабинета) выдать государственного преступника Тургенева, а тот отказал. И Николай Иванович прожил в спокойствии и достатке за границей три десятка лет, дождался восшествия на престол Александра II, который вернул ему чин и дворянство. Другим соратникам по заговору не так повезло.

А завершает экспозицию все-таки Пушкин, его цитата. «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества...» Вырванная из контекста фраза из неопубликованной статьи «Путешествие из Москвы в Петербург» здесь как нельзя более к месту — понимай как хочешь.

Фото: Сергей Ведяшкин/АГН «Москва» и Александр Курганов

Вверху: Василий Тимм. «Декабристы на Сенатской площади». 1850. Этой картины на выставке нет

 

Читать в Культура
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'